Стратегию развития машиностроения обсудили на совещании у Президента

368

Отрасль, наряду с нефтехимией и металлургией, формирует внутренний валовой продукт страны и фактически остаётся основой экономики. Связь прямая – чем успешнее эта индустрия, тем выше благополучие белорусов. К нынешнему состоянию есть вопросы. Чтобы обсудить их, Александр Лукашенко собрал экономический штаб из 80 человек – правительство, губернаторы, учёные и производители. Как быть, когда старые методы уже не работают?

МАЗ, БелАЗ, «Волаты», тракторы «Беларус» и комбайны «Полесье» – традиционные белорусские бренды известны во всём мире, но большинство из них переживают не лучшие времена – по сравнению с 2013 годом работают вполсилы. Год назад Александр Лукашенко поручил правительству разработать антикризисную стратегию. Пришло время держать ответ.

Министр промышленности критику принимает. Но в будущее смотрит с оптимизмом – худшее позади, машиностроение с пробуксовками, но набирает ход. Локомотивами развития станут новые заводы. Вот-вот с конвейера под Борисовом сойдут легковые автомобили «Джили» последних моделей, холдинг «Амкодор» строит сразу несколько заводов – по выпуску комплектующих и гидравлики. Новые кабины, мосты, коленчатые валы вскоре готов презентовать БелАвтоМАЗ. А с китайским гигантом «Зумлион» Минский автозавод разработал линейку спецмашин для спасателей и коммунальщиков.

Не секрет, что машиностроители считают Россию премиальным партнёром. И долгое время такой подход был оправдан: рынок ёмкий (можно торговать большими партиями), близкий (транспортное плечо не приводило к удорожанию техники), удобный (продавец и покупатель говорят на одном языке и без переводчика можно решить все вопросы), а также союзный (экономические шероховатости снимали политики). Впрочем, кризис внёс коррективы – соседи всё чаще делают ставку на своё, российское. Даже вопреки правилам Евразийского экономического союза.

Условия не новы, а значит, рассчитывать надо только на себя. Об этом Александр Лукашенко говорил год назад, этот же тезис повторил сегодня, 24 ноября.

Минпром постепенно снижает зависимость от традиционных рынков, и России в том числе. На дальнее зарубежье приходится четверть экспорта. Продажи на другие континенты достигли 7 миллиардов долларов.

Президент приводит другие данные: о какой диверсификации идёт речь, если раньше на карте продаж было 108 стран, а сегодня – 106? Критика адресована даже не столько промышленникам, сколько дипломатам.

Для работы или, скорее, завоевания далёких рынков, где конкуренция крайне высока, необходимы эффективные инструменты продвижения и продаж. Так, БелАЗ просит увеличить срок возврата валютной выручки: мощные самосвалы – товар недешёвый, и покупателю надо дать возможность рассчитаться не сразу, а постепенно.

Финансы, пожалуй, ключевой аспект совещания. Производители просят отсрочить выплаты по кредитам, предоставить льготные ставки экспортёрам, снизить налоги и тарифы на энергоносители. Просьбы традиционные: год назад флагманы получили, без преувеличения, спасательные круги – им рефинансировали задолженность и пополнили оборотные средства. Но был ли эффект? По оценке министра, это стало спасением.

За сухой экономикой нельзя забывать и о трудовых коллективах. Уровень социальной защиты и зарплата, пожалуй, ключевые индикаторы работы предприятий. Их Александр Лукашенко намерен внимательно отслеживать.

Ещё одна ключевая тема – качество техники. «Неубиваемый» трактор, который пашет в любых условиях, прост и безотказен – такую репутацию МТЗ завоевывал десятилетиями, но сегодня может потерять. По оценке главы комитета госконтроля, отзывы о технике Минского тракторного далеко не всегда восторженные.

Пожалуй, любой опытный тракторист без труда может назвать как сильные, так и слабые стороны стального «Беларуса».

Владимир Пашков, тракторист: «У каждого трактора свои проблемы, у каждого есть недостатки, во-первых, на передних мостах вырывает гайки, это по МТЗ 12-21. Потом не выхаживают, долго не ходят опорные подшипники: один сезон – и меняй».

Попав под перекрёстный огонь критики: и снизу с полей, и сверху от руководства страны, директор МТЗ обязался повысить качество техники. В целом Александр Лукашенко призвал промышленников мобилизовать все силы, чтобы выстоять в непростых условиях.

Этот во многом личный призыв Президента промышленники, похоже, услышали, отметив: «не заглохли» в предыдущие сложные два года и сегодня есть ресурсы и энергия для ускорения.

На совещании подробно разобрали болевые точки машиностроения. Как выразился Президент, нельзя затуманивать проблемы. Многие из них удалось решить на месте: по крайней мере, ни у министров, ни у руководителей предприятий вопросов не осталось. Оценить работу правительства Александр Лукашенко намерен в первом квартале будущего года.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента