Очковтирательство вместо реальной работы. Президент жёстко раскритиковал действия местной власти и руководства промышленной отрасли по развитию Оршанского инструментального завода. О том, что посещение Оршанского района станет «лакмусовой бумажкой» работы правительства, Президент предупреждал заранее. Бездействие может стоить чиновникам карьеры. Подробности – в нашем репортаже.
Попасть на Оршанский инструментальный в своё время было мечтой многих жителей города. Престижная работа, достойная заплата. Построенный в 1974, завод обеспечивал металлообрабатывающим инструментом весь Советский Союз. В лучшие годы здесь работали более 3 тысяч человек. Предприятие держало марку четверть века. С распадом большой страны начался дрейф от позиций флагмана к банкротству. И сейчас, как только переступаешь порог – кажется, попадаешь в 1980-е.
Владимир Безлюдов, резьбошлифовщик Оршанского инструментального завода: «Станки достаточно старые, сложно на них работать, вообще сложно. Всё ломается постоянно, но нового нет – приходится работать. У нас выбора нет – работаем, стараемся».
Условия работы, уровень зарплаты, перспективы карьерного роста – конечно, всё это волнует людей труда. Эти же проблемы под пристальным вниманием Президента, который уже на пороге завода безошибочно определяет, где работают на совесть, а где склонны к «показушности».
Губернатор докладывает: регион борется с оттоком трудовых ресурсов. За семь лет рабочих рук стало меньше примерно на 4%. Но этот рассказ Александр Лукашенко прерывает: даже с учётом оттока кадров область не всех готова обеспечить работой.
От местных властей Президент требует не замалчивать проблемы. По факту – немало проблемных предприятий, где нет должной эффективности, а значит и зарплат. Президент требует не рисовать красивых цифр. Ведь для каждого городка и посёлка необходимо разработать план развития. К примеру, Верхнедвинск и Поставы успешно развивают туризм. Лиозно и Сенно делают акцент на переработке местных видов топлива. От проблем области и районов – к судьбе конкретного предприятия. Конечно, первое впечатление – не самое благоприятное.
Но директор уверяет: тёмные времена в прошлом. После долгого периода убытков предприятие работает с прибылью. Да, рентабельность невысокая – всего 2%, но, главное, что «в плюсе». В докладе директора есть и про удвоение объёмов производства, и про рост зарплат в 1,5 раза. Но Александр Лукашенко обращает внимание на деталь – это не данность, а лишь прогноз на конец года.
А кто покупает продукцию? Среди клиентов, в основном, машиностроители из Беларуси и России. Но сегодня партнёрам нужны более точные и качественные инструменты. На таких станках этого не добьёшься, как ни старайся.
Инструментальному заводу прописаны срочные реанимационные меры. А исполнители ограничились лёгкой терапией. Вместо работы на повышенных оборотах принялись совещаться, писать бизнес-планы, организовывать аукционы на закупку станков.
Это притом, что здесь же – в Орше – буквально по соседству находится предприятие «Красный борец», которое может (и по логике должно было бы) поставить оборудование.
Александр Лукашенко решает пройтись по всей производственной цепочке. И на этом пути его ждёт немало «открытий». Так, в бизнес-плане отмечено, что в одном цеху восстановили кровлю. Но в соседнем всё оставили как есть – посыпав к приезду Президента пол опилками. Не помогло…
Здесь же Александр Лукашенко берёт с губернатора Витебской области предельно конкретные обязательства по наведению порядка.
И вот уже губернатор даёт помощнику поручение: «Сегодня готовьте распоряжение. Завтра же – на подпись!» Похоже, предстоящие четыре месяца будут «горячими» для стройтрестов.
На протяжении всего маршрута то и дело – руины, плесень (которая, кажется, разрасталась десятилетиями) и склады, превращённые в кладбища станков и оборудования.
Часть площадей завод отдаёт в аренду частникам. Но самый простой способ решения проблемы – не значит лучший. Александр Лукашенко рекомендует предприятию самостоятельно наращивать производство. После такой экскурсии могли последовать и отставки. Но руководитель предприятия получил ещё один (правда, последний) шанс.
Станки, управлять которыми могут только старожилы. Словно привет из далёкого прошлого. Это кажется анекдотом, но выпускники лицеев и колледжей не способны работать на таком оборудовании – мол, в учебниках о таком не писали.
На улице блестит свежепокрашенная техника. И едва ли можно представить: эти агрегаты произвели на вот этих станках…
«Оршаагропроммаш» – ещё один бренд с приставкой «анти-». Можно долго жонглировать цифрами – «производственные мощности растут, запасы складской продукции уменьшаются», но рентабельность продаж – 0,1% - почти ничто. Правда, год назад этот показатель был «минус 2,5».
Хромающее предприятие отдали под крыло холдинга «Бобруйскагромаш». Там решили избавиться от якобы ненужных площадей. Но чистоту сделки ещё проверит Госконтроль. А сейчас заявляют о готовности выходить на новые рынки, но, дескать, «не со старыми же долгами». Кредиты – как чемодан без ручки. У Президента просят… нет, не списать долги, но дать по ним отсрочку.
Здесь козыряют заказами, которые пришли аж из Кубы. Нюанс в том, что само предприятие с кубинцами напрямую не торгует. Есть посредник, а значит – накрутка цены.
Торговать через посредников рискованно. Но опасность на этом заводе подстерегает повсюду – даже под ногами. Да, можно не рассчитать бизнес-план, ошибиться в прогнозах, но неужели элементарный порядок становится роскошью?
Александр Лукашенко предупреждает: он вернётся тогда, когда никто не будет ждать. Впрочем, не ждали сегодня Президента и на Оршанском мясоконсервном комбинате. Визит спонтанный, но впечатляющий. Да, оборотную сторону производства того, что многие посчитали бы вкусным, приятной не назовёшь.
Здесь наверняка не рассчитывали, что Президент пойдёт по цехам. Зрелище в них порой не для слабонервных. Вывод после увиденного – тоже.
Казалось, спасти этот непростой день сможет предприятие в Барани. Вот молодая сотрудница «Техники связи» с гордостью рассказывает о маленьком городе и небольшом, но важном предприятии.
И действительно, обновление «Техники связи» дало повод вернуться тем, кто когда-то сбежал из Барани.
Она начинает жизнь с чистого листа. В родных местах Виктория не была 15 лет. Минск, Москва… Она всё пыталась найти своё место под солнцем. В итоге уверилась в старой истине: «где родился – там и пригодился».
Это стало возможным благодаря новому цеху. Его на «Технике связи» открыли в прошлом году. Хрупкие женщины заняты брутальной работой – шьют камуфляжи для бронешлемов. Львиная доля заказов этого предприятия – для военпрома. Основная продукция – станции связи. Серьёзно. Но пришло время заявить о себе и на «гражданке».
Выходит, здесь усвоили законы рынка? Или просто трактуют их по-своему? Президент уверен: в Барани пошли по пути наименьшего сопротивления. Неиспользуемые площади стали распродавать. Вроде бы сбрасывают балласт, но задача-то была другой…
Руководство завода обещает: к 2020 году производство увеличат двукратно. За время разговора с Президентом ставки растут: оказывается, можно даже в три раза.
Почему столько внимания «Технике связи»? Да, это старейшее оборонное предприятие страны. Мало сказать, что для небольшого города с населением меньше 12 тысяч оно градообразующее. И если в лучшие годы здесь трудилось 9 тысяч человек, то сегодня –600. И да, здесь тоже есть то, что предпочли бы не показывать Президенту.
Всё самое нелицеприятное тут скрывают за надписью «технический этаж». По узким коридорам – вверх-вниз. Здесь все, кажется, в лёгком шоке.
Спрос с военных жёстче. Но и тем больше разочарование – раз уж такие люди ищут лёгких решений! Так чего же не хватает всем этим предприятиям для успешной работы: возможностей? Или всё-таки желания? Президент уверен: в хозяйских руках расцветёт даже полусгнивший цех. А в целом, в большом деле (а перезагрузку Оршанского района по-другому и не назовёшь) мелочей не бывает.
Подписывайтесь на нас в Telegram