Укрепление авторитета Беларуси на мировой арене и увеличение отдачи от экспорта. Президент Александр Лукашенко сегодня провёл совещание по приоритетам внешней политики. Ситуация на мировом рынке выгодна Беларуси, ей необходимо воспользоваться, выстраивать внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность по-новому – более масштабно и наступательно, потребовал Глава государства. Сейчас всё более очевидно – экономика диктует условия для политиков. И, по сути, задачи для послов остались прежними – упор в работе делать на экономику, но отдачу от этого необходимо значительно повысить.
Вглядитесь в эти лица. Именно они представляют Беларусь во всём мире. Без преувеличения. Своих дипломатов (глаза и уши) страна имеет почти в трети государств. А с учётом аккредитаций по совместительству (на две и больше страны) охват выходит едва ли не планетарный. Они работают на имидж, делают так, чтобы «Беларусь» звучала на разных языках, не бросают соотечественников в трудную минуту, но в последнее время всё чаще говорят: их главная задача – быть торговыми агентами страны.
Александр Гурьянов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Италии: «Для ряда стран, конечно, проблемы сохраняются именно с точки зрения рынков, где мы работаем. В частности, Италия, где нахожусь я, по-прежнему ещё плавно, но выходит из кризиса, поэтому есть проблема спроса, но в то же время по многим позициям сегодня возвращаются наши поставки».
За последние годы Беларусь выработала достаточно любопытную систему работы на внешних рынках. За продвижение белорусских товаров отвечает цепочка из руководителей предприятий, местной власти, далее за каждым региональным направлением закреплён конкретный чиновник и, наконец, на передовой – дипломат. То есть у него есть своего рода тыл. Отсюда и две с половиной сотни участников. В таком составе дипломаты и чиновники не встречались никогда. С последнего совещания прошло три года. По меркам истории, это было вчера, но мир успел измениться.
Что такое многовекторность в белорусском понимании? Идём на Восток. Ориентир понятный – Россия – стратегический партнёр. В короткие сроки страны собрали вокруг себя союзников на евразийском пространстве. С Китаем у Беларуси беспрецедентный уровень сотрудничества. Перевернём глобус. На Западе есть подвижки. Путь нормализации отношений с Евросоюзом непрост, но Беларусь по нему идёт. Разворачивается сотрудничество с Соединёнными Штатами. Ещё один вектор – поиск новых партнёров среди стран «дальней дуги». На всех континентах.
Беларусь должны видеть, а позицию страны обязаны учитывать – резюмирует Президент. И обозначает второй ориентир – повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Задача не нова – торговать больше и дальше. Это и есть диверсификация.
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Из двух миллиардов долларов общий прирост экспорта – 1,7 миллиарда долларов (приходится на несырьевые товары). Это говорит о существенном улучшении товарной структуры нашего экспорта. Вместе с тем не надо обольщаться этими достижениями, потому что мы должны отдавать себе отчёт, что это происходит на фоне низкой базы прошлого года».
Что стоит за общими цифрами – сегодня разбирают на примере отдельных регионов и предприятий. Выясняется, те зачастую продают не больше, а дороже. С одной стороны, соотношение спроса и предложения играет производителям на руку, ведь прибыль растёт. Но стимулирует ли это поиск покупателей – вот в чём вопрос. Сделать слабые стороны преимуществом, требует Александр Лукашенко.
По каждому из основных рынков – отдельный разговор. Россия – безоговорочный партнёр номер один. Половина из того, что нарастила Беларусь в нынешнем году, – поставки соседке. Вообще же белорусские товары – это 5% всего российского импорта. Но по отдельным позициям Беларусь закрывает российскую нишу на 80%. Хоть порой это и бег с препятствиями.
Посол видит задачу в том, чтобы максимально перевести игру на своё поле. Для этого меняется стиль работы дилеров. Мол, подставляться нельзя.
Игорь Петришенко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России: «Возникают вопросы к качеству техники, срокам её поставки, исполнению гарантийных обязательств. Вместе с Минпромом отрабатываем каждый сигнал. Крупные контракты находятся на особом контроле. Считаем обоснованным усиление ответственности товаропроводящей сети за результат».
Ещё один мощный сосед – Евросоюз. И хоть он переживает не самые простые времена, Беларусь не злорадствует.
При этом задача облегчить доступ товаров на европейский рынок с повестки дня не снята. Посол в Бельгии приводит пример: мясо в Евросоюз поставляет всего 20 государств, причём дело не в выгоде, а в дружбе. При том, что цель (довести экспорт в ЕС до трети от общего объёма) пока не достигнута.
Александр Михневич, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Бельгии: «Без учёта нефти и нефтепродуктов это примерно семь миллиардов долларов. Цифра большая, но достижимая. У нас очень большой резерв продовольствия. На него смотрят европейцы, облизываясь. Нас должны заваливать запросами, к сожалению, пока этого не происходит».
Ещё один непростой для Беларуси рынок – США. Рывка нет, но есть задел. Цифры небольшие, но динамика – по восходящей. Экспорт за пять месяцев – 80 миллионов долларов, хоть это и в 2,5 раза больше, чем годом ранее.
Однако потепление в отношениях позволяет МИДу рассчитывать, что и Евросоюз, и Штаты поддержат вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию. Тот самый случай, когда экономика завязана на политике.
А вот ставка на «дальнюю дугу», похоже, действительно работает. Экспорт, к примеру, в Латинскую Америку за 16 лет увеличился более чем в пять раз. На небывалый уровень вышли и партнёры Беларусь-Китай. Ещё больше перспектив открывает «Один пояс, один путь» – глобальный проект Китая по опоясыванию земного шара торговыми и логистическими путями. Китайско-белорусский «Великий камень» должен стать магнитом для инвестиций.
Китайский рынок развивается стремительнее остальных. Рост за 20 лет в 20 раз. А валовой внутренний продукт Китая догоняет ВВП Евросоюза. То есть при всех успехах до горизонта торгово-экономическим отношениям двух стран далеко. Что тормозит? Посол уверяет: банальное незнание языка – документы белорусских производителей просто заворачивают из-за ошибок. Потери и от неразвитого туризма. В прошлом году в путешествия отправились 122 миллиона китайцев. До Беларуси доехали 20 тысяч. Причём пугают туристов порой даже не расстояния.
Кирилл Рудый, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Китае: «Президент крупной корпорации прилетела в Минск, у неё 40 минут потрошили вещи, хотя встречали с табличкой VIP. Через два месяца – тоже самое с её рабочей группой».
Посол предлагает в отношениях двух стран сделать 2018 годом туризма – с упрощённым контролем, а также расширить изучение китайского языка в Беларуси.
В целом азиатский рынок колоссален. Ведь это почти два миллиарда человек. Но экономика не всегда под стать политике. Президент подчёркивает, что с Индией, Ираном, Пакистаном отношения – на зависть. Но цифрам в отчётах не позавидуешь. Похожая ситуация и с африканскими партнёрами. Визиты на высшем уровне в Судан и Египет дали многомиллионные контракты, но экспорт за прошлый год – 230 миллионов долларов.
Сергей Рачков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Египте и Судане по совместительству: «Созданы беспрецедентные возможности для продвижения на рынке Египта и Судана белорусских товаров и услуг. Соглашусь, что работать в Египте и Судане сложно, необходимо нестандартно решать отдельные вопросы, в том числе финансирования. Если не воспользуемся сейчас этим моментом, то значительный потенциал этих стран, их рынков останется незадействованным в интересах белорусской экономики».
Но не только куда продавать, но и что, обсуждают сегодня.
Так концепция продвижения Беларуси как IT-страны – веление времени. Президент настаивает, что подобных ярких брендов должно быть больше. Мол, учиться в Беларуси должно быть престижно, отдыхать нескучно, а лечиться – по-настоящему здорово. Всё это привлечёт туристов и выведет на новый уровень четвёртое направление – экспорт услуг.
Сегодняшняя встреча – пища для ума. Президент ждёт от дипломатов идей и готов на них откликнуться. Если нужно – отдельным документом.
Конечно, работа дипломата не знает границ. Ни географических (он вроде бы дома, а вроде и нет), ни временных (выходные весьма условны). Но, кажется, миссия выполнима – представлять миру страну.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram