Александр Лукашенко посетил с рабочей поездкой Могилёвскую область

221

Оперативностью могут похвастать далеко не все участники пресс-тура. Да и навыком работы на пресс-конференции, как выясняется, владел не каждый: формулировать вопросы Президенту в течение двух-трёх, а то и всех семи минут – недопустимая роскошь.

Однако Президент никого не торопил и терпеливо выслушивал каждого, полагая, вероятно, что россиянам трудно справиться с волнением и разобраться с обилием полученных в ходе пресс-тура впечатлений.

Их маршрут на сей раз пролегал по Могилёвской области, которую, кстати, в начале недели посетил и сам Александр Лукашенко. Но если журналисты поездкой остались довольны, то Президент высказал руководству региона серьёзные замечания.

Чуть позже Президент добавит: не таким должен быть областной город, который в будущем году встретит своё 750-летие. И ведь благоустраивают его (вот, Пушкинский мост после ремонта открыли), и генеральный план развития появился (его подробно представили Александру Лукашенко), но до уровня «город, комфортный для жизни» Могилёв пока не дотягивает. Может, всё банально упирается в деньги? Но у тех же областных «коллег» Могилёва – Гродно и Гомеля – финансов не больше. Почему тогда Александр Лукашенко привёл их в пример? Может, у жителей города над Неманом есть какой-то особый секрет?

Рышард Кацынель, главный инженер предприятия «Институт Гродногражданпроект»: «Прежде всего, город должен находиться в природной богатой среде. Следующий вопрос – это эстетика застройки, историческое наследие. Третий вопрос – это удобство проживания с точки зрения обслуживания. В советские годы Госплан планировал: 1 рубль – на строительство жилья, 1 рубль – на строительство дорог, сетей, школ, детских садов, магазинов. И всё шло параллельно. Четвёртый фактор – доброжелательность людей. И последнее, что обязательно, – надо быть не созерцателем, а участником процесса».

Вот он – фирменный рецепт от почётного гражданина Гродно и, как его здесь называют, главного зодчего города. Последние полвека при непосредственном участии Рышарда Кацынеля в городе строили каждое третье здание. И в каждом была своя изюминка, творческая или техническая. А теперь будет и энергоэффективная. Весной в Гродно сдадут многоэтажку, которая потребляет в восемь раз меньше энергии, чем обычная. И это – уже новая планка для областного центра. Параллельно архитекторы думают, как ещё сделать комфортной жизнь горожан. И ставят две задачи.

Упорядочить транспортные потоки – гродненские архитекторы предлагают начинать именно с этого. Грамотные развязки сэкономят деньги, время и… улучшат экологию. Финансовую выгоду в Гродно ещё не подсчитали, а вот в Могилёве баланс свели. Обновлённый Пушкинский мост увеличил пропускную способность города на 30%. Замеры экологов показали: выбросов стало меньше на 20%. В Гомеле (его Президент тоже приводил в пример Могилёву) в своё время столкнулись с транспортными проблемами. Их решили – появились новые мосты через Сож. Дороги в городе сделали шире, убрали ненужные светофоры.

Пётр Кириченко, председатель Гомельского горисполкома: «Это не потому, что есть какой-то зуд или желание чем-то таким выделиться, это веление времени. Сегодня в нашем областном центре – более 170 тысяч автомобилей, за последние десять лет в несколько раз произошло увеличение. И просто сегодня наша транспортная сеть, наши магистрали уже не справляются вот с этой возросшей нагрузкой. Мы вынуждены, мы должны вот этот вызов времени принимать».

На берегах Сожа удивляются – а как иначе? Порядок в городе – стиль жизни. И, видимо, вовсе не случайно за последние пять лет Гомель трижды признавали лучшим городом в Беларуси по благоустройству. Премию в 84 тысячи долларов за благоустройство в будущем году снова вновь направят на улучшение инфраструктуры. Так, может, секрет успеха именно в этом? Деньги решают всё?

И здесь, главное, как говорится, «не переборщить». И не пытаться сделать вместо города, в котором «комфортно жить», этакий «город солнца». В мировой истории были попытки создать идеальные города – из столицы Бразилии, индийского Чандигарха или американского Эллиса. Но райскими уголками они, увы, так и не стали. Зато произведения Кампанеллы и Мора, «Утопия» и «Город солнца» и сегодня актуальны! Поэтому, уверены архитекторы, меньше философии и больше дела.

Поручения Президента по приданию Могилёву лоска вызвало мозговую атаку не только у чиновников. Задумалась местная интеллигенция, какое же оно – неповторимое лицо Могилёва? Ирина Савосина ищет удачные ракурсы в городе над Днепром уже 30 лет и считает, что новое – это то самое старое, почти забытое, но сохранившееся на снимках.

Ирина Савосина, фотограф: «Смотришь старые фотографии – ты видишь доминанты в городе архитектурные. И это выглядит очень красиво. Плюс была пристань. Это очень знак серьёзный. И пристани у нас нет, у нас не ходят трамвайчики. А хотелось бы, чтобы река Днепр была движущейся артерией».

Теперь на Днепр взирают львы – негласные символы Могилёва. Приживутся ли цари зверей в асфальтных джунглях, их автор переживал до самой установки на постаменты. Но больше душа скульптора болит не за свои работы, а за весь город, который достоин лучшего.

Андрей Воробьёв, скульптор (Могилёв): «Микрорайонов жалко, нет зон отдыха. Для того, чтобы отдохнуть, человек должен специально ехать в парк, поэтому нужно было бы что-то в спальных районах сделать, чтобы люди смогли там отдыхать в выходные».

Это всё будет – уверяет местная власть. Вкупе с обязательным освещением маленьких улиц и банальным ремонтом дорог во дворах. Основные проектные решения заняли 34 страницы генплана Могилёва. Новые улицы, площади и кварталы, бизнес-центры, развязки, архитектурные формы. Планы амбициозные, но как их реализовать? До 2020 года времени немного. И лишних денег тоже нет. Главным должно стать желание самих могилевчан сделать свой город самым лучшим. И в первую очередь потому, что им самим в нём жить.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента