Александр Лукашенко посетил Минский тракторный завод: производство оказалось в непростой ситуации из-за проблем на российском рынке

745

Президент начал обещанное посещение крупнейших отечественных промышленных гигантов. Первым предприятием стал Минский тракторный завод. Через экономику таких промышленных флагманов не только просматривается ситуация по отрасли, но и находятся ответы на вопросы о преодолении последствий мировых экономических проблем: а именно развитии экспорта и конкуренции на новых рынках. Речь при этом зашла и о мерах по защите рынка внутреннего, рабочих местах, ценах и заработных платах.

Михаил Нестерук – старожил Минского тракторного завода. Михалыч, как его зовёт в цеху молодёжь, кажется, работал во все эпохи Тракторного. Крутил вручную гайки при Советах. Маялся без зарплаты в начале 90-х. Осваивал новое оборудование в 2000-х. Разговоры об очередном кризисе вызывают у опытного слесаря-сборщика ироничную улыбку: мол, не видели вы ещё, молодые, настоящего кризиса.

Михаил Нестерук, слесарь-сборщик Минского тракторного завода: «Если сравнивать с 90-ми, когда мы костры жгли во дворах, то нормально завод работает, зарплату платят, заказы есть».

Минский тракторный завод – это не просто градообразующее предприятие. Это бренд, по которому Беларусь зачастую узнают в мире. Почти 19 тысяч работников в головном производстве, более 25 тысяч – в холдинге, в который входят 10 предприятий по всей стране. Если учесть и работников тех заводов, которые поставляют МТЗ комплектующие, и прибавить членов их семей, то от работы промышленного гиганта напрямую зависит жизнь более 100 тысяч белорусов. По таким знаковым заводам как МТЗ, МАЗ и БелАЗ в обществе привыкли измерять общую температуру белорусской промышленности, поэтому малейшие изменения в работе становятся известны всей стране. В последнее время разговоров о том, что Тракторный едва ли не встал на колени, действительно, много. Отголоски не могли не дойти до Президента.

В августе прошлого года МТЗ возглавил помощник Президента по Минску Фёдор Доматенко. Опытный производственник, начинавший карьеру на БелАЗе, пришёл на Тракторный завод в непростые времена. Российский рынок просел под санкциями и дешёвой нефтью, белорусские тракторы забуксовали на складе, но генеральный уверяет, что полная разгрузка запасов – вопрос всего нескольких месяцев.

Зарплата пока не растёт, но по меркам страны не самая маленькая: среднемесячная – около Br6,5 млн. Зарплата напрямую зависит от сбыта. Новые экспортные рынки будут прорывать в буквальном смысле гусеницами.

Вслед за гусеничными – целая линейка новых моделей тракторов. Разная мощность, тип двигателей. Всё, что востребовано, выгодно и главное – экономно.

Передовая модель МТЗ – трактор с электромеханической трансмиссией. Примерная экономия на топливе – 15%. На агротехнической выставке в Германии среди 200 стран эта модель взяла серебряную медаль. После выставки трактор значительно доработали и теперь, по заверениям конструкторов, по соотношению цена-качество он вне конкуренции.

Такой техникой легко управлять – фактически полная автоматика. Уже есть крупный заказ на ещё одну новую модель – этот трактор работает на газу. Некоторые модели вошли в кооперацию с другим белорусским гигантом – «Амкодором», расширив спектр техники. Но и конкуренты не спят, а на мировом рынке лишний месяц может стоить целой производственной ниши. Президент требует действовать без малейших промедлений – для этого есть все возможности.

Серьёзные перспективы для белорусских тракторов есть и на рынке Евросоюза. Плацдармом стало сборочное производство в Литве. Уже есть крупные заказы, но работать на полную мощность мешают административные барьеры.

На том, что в условиях обострившейся конкуренции на мировом рынке нужно активнее защищать отечественных производителей, настаивают и экономические эксперты.

В приоритете – замещение импортных комплектующих и снижение себестоимости продукции. Александр Лукашенко внимательно ознакомился с техническим процессом и новым оборудованием в цехах. Модернизация производства продолжается, как и эволюция отечественных комплектующих. За развитием некоторых из них Президент наблюдает лично.

Особое внимание и к климатическим особенностям стран-заказчиков. Беларусь продолжает осваивать рынок Южной Америки, совместный завод работает в Венесуэле. Серьёзные перспективы и в Африке.

Фактически все рецепты по развитию предприятия на фоне мирового кризиса универсальные, поэтому не стоит рассматривать опыт МТЗ как исключительный. Но при этом у каждого производства есть и свои специфические проблемы, и болезни роста, которые не останутся незамеченными. Президент пообещал в ближайшее время подробную проверку работы ещё одного предприятия-гиганта – Минского автомобильного завода. Не останутся без внимания и другие отечественные производства.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента