Президент начал обещанное посещение крупнейших отечественных промышленных гигантов. Первым предприятием стал Минский тракторный завод. Через экономику таких промышленных флагманов не только просматривается ситуация по отрасли, но и находятся ответы на вопросы о преодолении последствий мировых экономических проблем: а именно развитии экспорта и конкуренции на новых рынках. Речь при этом зашла и о мерах по защите рынка внутреннего, рабочих местах, ценах и заработных платах.
Михаил Нестерук – старожил Минского тракторного завода. Михалыч, как его зовёт в цеху молодёжь, кажется, работал во все эпохи Тракторного. Крутил вручную гайки при Советах. Маялся без зарплаты в начале 90-х. Осваивал новое оборудование в 2000-х. Разговоры об очередном кризисе вызывают у опытного слесаря-сборщика ироничную улыбку: мол, не видели вы ещё, молодые, настоящего кризиса.
Михаил Нестерук, слесарь-сборщик Минского тракторного завода: «Если сравнивать с 90-ми, когда мы костры жгли во дворах, то нормально завод работает, зарплату платят, заказы есть».
Минский тракторный завод – это не просто градообразующее предприятие. Это бренд, по которому Беларусь зачастую узнают в мире. Почти 19 тысяч работников в головном производстве, более 25 тысяч – в холдинге, в который входят 10 предприятий по всей стране. Если учесть и работников тех заводов, которые поставляют МТЗ комплектующие, и прибавить членов их семей, то от работы промышленного гиганта напрямую зависит жизнь более 100 тысяч белорусов. По таким знаковым заводам как МТЗ, МАЗ и БелАЗ в обществе привыкли измерять общую температуру белорусской промышленности, поэтому малейшие изменения в работе становятся известны всей стране. В последнее время разговоров о том, что Тракторный едва ли не встал на колени, действительно, много. Отголоски не могли не дойти до Президента.
В августе прошлого года МТЗ возглавил помощник Президента по Минску Фёдор Доматенко. Опытный производственник, начинавший карьеру на БелАЗе, пришёл на Тракторный завод в непростые времена. Российский рынок просел под санкциями и дешёвой нефтью, белорусские тракторы забуксовали на складе, но генеральный уверяет, что полная разгрузка запасов – вопрос всего нескольких месяцев.
Зарплата пока не растёт, но по меркам страны не самая маленькая: среднемесячная – около Br6,5 млн. Зарплата напрямую зависит от сбыта. Новые экспортные рынки будут прорывать в буквальном смысле гусеницами.
Вслед за гусеничными – целая линейка новых моделей тракторов. Разная мощность, тип двигателей. Всё, что востребовано, выгодно и главное – экономно.
Передовая модель МТЗ – трактор с электромеханической трансмиссией. Примерная экономия на топливе – 15%. На агротехнической выставке в Германии среди 200 стран эта модель взяла серебряную медаль. После выставки трактор значительно доработали и теперь, по заверениям конструкторов, по соотношению цена-качество он вне конкуренции.
Такой техникой легко управлять – фактически полная автоматика. Уже есть крупный заказ на ещё одну новую модель – этот трактор работает на газу. Некоторые модели вошли в кооперацию с другим белорусским гигантом – «Амкодором», расширив спектр техники. Но и конкуренты не спят, а на мировом рынке лишний месяц может стоить целой производственной ниши. Президент требует действовать без малейших промедлений – для этого есть все возможности.
Серьёзные перспективы для белорусских тракторов есть и на рынке Евросоюза. Плацдармом стало сборочное производство в Литве. Уже есть крупные заказы, но работать на полную мощность мешают административные барьеры.
На том, что в условиях обострившейся конкуренции на мировом рынке нужно активнее защищать отечественных производителей, настаивают и экономические эксперты.
В приоритете – замещение импортных комплектующих и снижение себестоимости продукции. Александр Лукашенко внимательно ознакомился с техническим процессом и новым оборудованием в цехах. Модернизация производства продолжается, как и эволюция отечественных комплектующих. За развитием некоторых из них Президент наблюдает лично.
Особое внимание и к климатическим особенностям стран-заказчиков. Беларусь продолжает осваивать рынок Южной Америки, совместный завод работает в Венесуэле. Серьёзные перспективы и в Африке.
Фактически все рецепты по развитию предприятия на фоне мирового кризиса универсальные, поэтому не стоит рассматривать опыт МТЗ как исключительный. Но при этом у каждого производства есть и свои специфические проблемы, и болезни роста, которые не останутся незамеченными. Президент пообещал в ближайшее время подробную проверку работы ещё одного предприятия-гиганта – Минского автомобильного завода. Не останутся без внимания и другие отечественные производства.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram