Александр Лукашенко посетил Минский государственный автомеханический колледж

653

Развитие системы профессионального образования сегодня стало основным вопросом во время посещения Александром Лукашенко Минского государственного автомеханического колледжа. Это одно из старейших учебных заведений. Сегодня оно ведущее в подготовке специалистов для МАЗа и МТЗ. А в этом году впервые набрали и абитуриентов для детального изучения нового направления – электромобилей. Так каким должно быть профтехобразование? Что об этом думают в министерствах, в учебных заведениях, и на предприятиях?

Это самое тихое место на Минском автозаводе. Кажется, ну, что можно придумать нового? Те же четыре колеса, та же кабина, тот же кузов! Однако конструкторы на это реагируют спокойно. Как объяснить неспециалисту, что профессионал должен учесть и модификацию двигателя, и особенности электроники, и требования к удобству салона, и, конечно, дизайн. И для Николая Лакотко самое ценное чувство, когда можно заглянуть в цех и увидеть, как то, что было на бумаге, смотрится в натуральную величину.

Николай Лакотко, заместитель главного конструктора по грузовой технике Минского автомобильного завода: «Можно сказать, что это гордость, это демонстрация возможностей, нашего коллектива».

Это не обман зрения. Они похожи как две капли воды, отличить можно лишь по расцветке галстука. Братья-близнецы Николай и Виктор Лакотко даже не с первого класса, а всю жизнь вместе. И за то, что делают, отвечают тоже вместе – на автозаводе.

Николай Лакотко, заместитель главного конструктора по грузовой технике Минского автомобильного завода: «Можно сказать так, что все мальчики любят машинки. Это в крови мальчиков. Мы дополняем друг друга».

Виктор Лакотко, директор испытательного центра Минского автомобильного завода: «Он делает технику и проектирует её, а моя задача – испытывать её, давать свет этой технике».

Николай Лакотко, заместитель главного конструктора по грузовой технике Минского автомобильного завода: «Если говорить в шутку, я строю машины, а мой брат ломает их. Показывает слабые стороны, я очень благодарен за это».

Таких сотрудников на МАЗе ценят вдвойне. Больше бы таких! Однако, если аргонавты плыли за «Золотым руном» в далёкую Колхиду, то куда «плыть» заводам за «золотыми руками»?

Белорусская экономика во многом основана на работе автогигантов. Таких как БелАЗ, МТЗ или, например, Минский автомобильный завод. А успех этих предприятий во многом зависит от грамотной маркетинговой стратегии или виртуозной кадровой работы. Для этих целей специалистов в достатке готовят белорусские высшие учебные заведения, но, в конце концов, кто соберёт тот самый автобус, который нужно с успехом продать? Выпускники вузов с этим справятся не всегда, ведь большую часть своего времени они проводят в аудиториях и занимаются теорией. Здесь нужны специалисты, которые во время своего обучения большую часть времени будут проводить на практическом производстве. И желательно, чтобы их колледж находился от места будущей работы буквально через дорогу.

История Минского государственного автомеханического колледжа началась в 1945-ом, и победный год создания стал отправной точкой побед образовательных. За это время здесь подготовили больше 24 тысяч специалистов автомобилестроения, автосервиса и техобслуживания. Неразрывно колледж связан с МАЗом.

Учёба в колледже – особая страница и в жизни братьев Лакотко. Здесь получили и теорию, и практику. И если раньше были сомнения – может, нужно было сразу в университет, то теперь уверены – четыре года здесь помогли попасть на престижную работу, просто перейдя дорогу в сторону МАЗа. Так что хоронить профтехобразование не нужно.

Виктор Лакотко, директор испытательного центра Минского автомобильного завода: «Оно не должно умереть, однозначно. Оно повышает уровень и те базовые навыки, которые даёт школа, их всё-таки недостаточно для того, чтобы идти в вузы без каких-то практических навыков».

Николай Лакотко, заместитель главного конструктора по грузовой технике Минского автомобильного завода: «Этот колледж заставил поверить в свои силы. Я понял, что могу чего-то добиться, я могу принимать решения, вести за собой людей, я могу решать какие-то вопросы».

Решить окончательно все вопросы по профтехобразованию в Беларуси и на месте разобраться, какие перспективы у выпускников таких учреждений – для этого сегодня Александр Лукашенко приехал в колледж. Линейка в честь 1 сентября здесь получилась особенной – напутственные слова ведь от самого Президента.

Основной посыл Александра Лукашенко учащимся этого колледжа, да и колледжей всей страны – «золотые руки» в Беларуси всегда будут востребованы. Нужно лишь сделать выбор в пользу рабочей профессии и приложить максимум усилий – с остальным поможет государство. Уже есть передовые учреждения, как здесь – с лабораториями, автодромами и станцией техобслуживания. И к этому уровню подтянут и других. Главное понять, какой путь будет наиболее эффективным – у министра образования есть идеи.

Игорь Карпенко в своём докладе очертил в целом ситуацию по стране. На сегодня в Беларуси работают 135 учреждений профтехобразования и 113 колледжей – это почти 200 тысяч будущих специалистов. А дополнительным бонусом для работодателя может стать участие (и в идеале – победа) в мировом конкурсе профмастерства WorldSkills. Это своего рода Олимпийские игры для мастеров своего дела – от швей до автомехаников. 

Говорили и о создании единых для колледжей лабораторий – это и дешевле, и эффективнее, а также о том, что на мощностях профтехучилищ могли бы обучаться и школьники – лишним умение разбираться в технике уж точно не будет. Затем Александр Лукашенко лично ознакомился с учебным процессом в автомеханических классах.

Учащиеся признаются – то, как Александр Лукашенко общается с их ровесниками и преподавателями, уже говорит о высоком статусе рабочих профессий в стране. Пожать руку, которая может правильно держать гаечный ключ, – для Президента в порядке вещей. И уж тем более, если в придачу идёт и светлая голова (а без неё разобраться в современном электромобиле невозможно).

Александр Лукашенко интересуется всеми нюансами – разгон, масса, сила, крутящий момент, заряд батареи. За ответом собеседник в карман не лезет: вообще, похоже, что про машину говорят просто автолюбители, а не преподаватель колледжа и Президент. И от теории переходят к ощущениям от практики. Александр Лукашенко накануне протестировал электрокар Tesla. 

В следующем учебном зале Президенту показывают, как при помощи современного сканера найти неисправность под капотом. Собственно, это и есть экзамен для учащихся – преподаватель задаёт ошибку, скажем, в двигателе, а ученик должен найти и обезвредить.

Но всё же мужские профессии ассоциируются с мощью и силой рук – это уже стенд «Автодоктор». Ремонт кузова – это как искусство живописца. И деньги порой приносит куда большие, поэтому желающих заниматься достаточно. Александр Лукашенко, впрочем, отмечает, что во времена учёбы он это проходил.

Останавливается Александр Лукашенко и у автомобиля Geely. Машина – в подвешенном состоянии, а вот докладчик в себе уверен. Чуть поспорили с Президентом о том, какой привод лучше, обсудили в целом новинку, Глава государства при этом уверенно на стук определил уровень топлива. «Автослесарь с такими навыками пригодился бы на СТО» – шутят механики, осмелевшие от нескрываемо хорошего отношения Президента к рабочим профессиям. Благо, СТО в колледже тоже есть. Навыки учащихся здесь монетизируют, чинить готовы всё, даже электрокары. И кто будет знать о перспективах этой машины и этой технологии лучше, чем тот, кто готов разобрать и собрать её с закрытыми глазами?

Окончательно тему развития в Беларуси техники на электрической тяге закрыли уже на выходе из колледжа: поручение – успеть до введения в строй атомной станции, когда электроэнергии будет даже в избытке. И к разработке нужно подтягивать как раз таких, обычных автомехаников – они просто лучше всех разбираются в машинах. И уж лучше всех знают, разбирается ли в машинах Президент.

Учащиеся и педагоги однозначно остались под впечатлением от визита Президента. И почти все подчеркнули этот момент разговора: то, что Александр Лукашенко считает – настоящий мужчина должен знать, как работает двигатель автомобиля.

Беларусь смогла сохранить высокий уровень профессионально-технического образования – об этом говорил Глава государства не раз, и сегодня внимание к мастерам своего дела особенно отмечено Александром Лукашенко. И перспективы у людей, которые выбирают скрежет металла, а не шелест документов, в стране сохранятся. И для группы сопровождения, о которой говорил Президент – двигатель работает вот так. У простых рабочих с простых заводов есть чему поучиться.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента