Александр Лукашенко посетил кондитерскую фабрику «Коммунарка»

Президент 18 марта посетил фабрику «Коммунарка» с главной целью – проинспектировать, насколько выполнено его поручение по модернизации одного из старейших столичных предприятий. Оказалось, задуманное воплощено в жизнь на 95%. Но перспективы развития ещё есть.

Президент 18 марта посетил фабрику «Коммунарка» с главной целью – проинспектировать, насколько выполнено его поручение по модернизации одного из старейших столичных предприятий. Оказалось, задуманное воплощено в жизнь на 95%. Но перспективы развития ещё есть.

Серьёзно обновилась «Коммунарка» – марка с вековой историей – именно после того, как перешла под государственный контроль. Современные линии и новые рецепты – всё это, безусловно, сказалось на вкусе и качестве белорусских конфет. Александр Лукашенко ознакомился с производством. У конвейеров с конфетами обсуждались не только вопросы большой экономики, но и темы из разряда «это интересно». Каким будет шоколад под новым брендом «Президент» или какое отношение «Коммунарка» имеет к Китайскому Новому году?

Сладкая революция или большая перестройка… Так работники «Коммунарки» описывают последние несколько лет на родном предприятии. Даже старожилы говорят: сколько работают (а на фабрике есть и целые трудовые династии), таких изменений не помнят. С 2012 года здесь ввели в строй четыре современные линии по производству сладостей. Обновлён конвейер вафельных конфет, усовершенствовано шоколадное производство, среди новинок – конфеты с помадкой, желе, нугой и тоффи.

Запуск нового конвейера для покупателя означает новые лакомства, для производителя – эффективность труда, а для кондитера – это простор для творчества и вкусовых экспериментов. Главное при этом – не набрать лишний вес.

Налегать на сладкое Михаилу Антончику приходится, можно сказать, согласно должностной инструкции. Он единственный мужчина – начальник цеха. Так исторически сложилось, что производство конфет и шоколада – дело рук женских. А теперь ещё и техники. На новых линиях вмешательство человека сведено к минимуму.

Для того чтобы показать продукцию «Коммунарки», на фабрике организовали экскурсии для детей. Ведь это основная целевая аудитория – они же и главные ценители конфет. Впрочем, 18 марта экскурсии отменили для того, чтобы встретить более представительную делегацию.

На «Коммунарку» Президент приехал, чтобы оценить, насколько эффективно выполнены поручения трёхлетней давности. Почему же у Александра Лукашенко трепетное отношение к кондитерской отрасли и, в частности, к «Коммунарке» – надо знать историю.

«Кофейня с кондитерскими продуктами Георгия Рачковского», «Кондитерская и фабрика шоколада Жорж», «Прогресс»... «Коммунаркой» производство стало называться лишь в конце 1920-х годов. Спустя десятилетия некоторые сорта конфет получили легендарный статус. «Грильяж», «Алёнка», «Красная шапочка» – на этих названиях выросло не одно поколение советских, а затем и белорусских сладкоежек.

В начале 2000-х годов предприятие стало целью рейдерского захвата. Акции, а они принадлежали в основном коллективу, кто-то начал скупать, чтобы получить в собственность лакомый в прямом и переносном смысле кусок. Президент тогда вынужден был впервые ввести правило «золотой акции». Позже этот механизм отменили, и самые крупные пакеты шоколадных активов страны – «Коммунарки» и «Спартака» – оказались в руках бизнесмена из США.

Впрочем, Марат Новиков не особенно стремился развивать свои активы. Для увеличения личной прибыли были задействованы другие схемы – фабрики покупали сырьё через посредников. Причём по завышенной цене. А шоколад и конфеты также продавали компаниям, подконтрольным Новикову, но уже по заниженной стоимости. Такой механизм эксперты называют «ножницами», которые с двух сторон «стрегут» предприятие, снижая его рентабельность и лишая прибыли. В конце 2012 года Александр Лукашенко принял жёсткое решение вернуть «Коммунарку» под государственный контроль. И сегодня её основной акционер – Мингорисполком.

Для гендиректора это был своеобразный рубеж и важный экзамен. В 2012 году Иван Данченко поменял портфель главы концерна «Госпищепром» на кресло руководителя фабрики. Перед новым руководителем стояла стратегическая задача – вывести «Коммунарку» на передовые позиции.

Глубину модернизации характеризует такой индикатор: износ оборудования удалось снизить почти вдвое. С новой продукцией Коммунарка постепенно отвоевывает позиции на внутреннем рынке, в портфеле – 22 контракта с 17 странами.

Разумеется, в кризис, когда просели основные рынки, кондитерам приходится думать о том, как снижать затраты. Самый простой способ – заменить, скажем, натуральное какао-масло на дешёвые аналоги, но вкус у той же «Алёнки» будет совсем не тот.

Для Президента на «Коммунарке» подготовили подробную и продолжительную экскурсию – уж очень хотелось показать всё, что сделано за последнее время. Да и высокие чиновники от вида шоколада, желе и суфле, кажется, стали мягче. Обычно строгий министр МВД не удержался и сфотографировал на память конфетный поток. Александру Лукашенко на фабрике презентовали шоколад «Президент» – горький на 75% и без содержания сахара.

На сладкой карте Беларуси – около 20 предприятий. В столице, помимо «Коммунарки», есть ещё «Слодыч» с хрустящим печеньем, конфетно-вафельно-зефирное частное предприятие «Монтбрук». В Минской области карамелью угостят в ивенецком «Ивконе», зефир предложат в Заславле на предприятии «Знак вкуса», а печенье «Овсяное» – бренд молодеченской «Конфы». Честь брестского региона защищает шоколадный «Идеал», а витебского – вафли и сухие завтраки «Витьба» и глубокское сгущённое молоко. В Гомеле расположен кондитерский флагман «Спартак», а в Наровле «Красный мозырянин» выпускает знаменитую «Коровку». «Красный пищевик» в Бобруйске выпускает зефир, халву, ирис и мармелад. Александр Лукашенко поручил проанализировать работу предприятий с частным капиталом и оценить, насколько инвесторы нацелены на развитие.

Что касается «Коммунарки», сегодня на фабрике нет вакансий, а предоставляемый социальный пакет признан одним из лучших в столице. Уже на встрече с работниками Александр Лукашенко призвал ценить производство, которое, по сути, находится в руках коллектива.

Новые производственные линии, рынки сбыта, виды продукции и главное – чёткая стратегия развития – всё это позволяет кондитерам с уверенностью смотреть в будущее. Речь, конечно, не о карамельных реках, которые бывают лишь в сказках или на фабричном конвейере, – успех достигается кропотливым трудом. Впрочем, когда свой 110-летний юбилей «Коммунарка» встречает обновленной и помолодевшей, то и сил становится значительно больше.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram