Александр Лукашенко обсудил перспективы электротранспорта в Беларуси

Ещё один вопрос: быть ли в Беларуси новому транспорту? Весь мир сегодня пересаживается на электрокары. В Беларуси электромобиль может стать народным транспортом, достаточно дешёвым в использовании, ведь после начала работы АЭС в стране ожидается переизбыток электроэнергии. Тестовый экземпляр уже создан.

Ещё один вопрос: быть ли в Беларуси новому транспорту? Весь мир сегодня пересаживается на электрокары. В Беларуси электромобиль может стать народным транспортом, дешёвым в использовании, ведь после начала работы АЭС в стране ожидается переизбыток электроэнергии. Тестовый экземпляр уже создан. Но до моделей мировых брендов наш автомобиль ещё нужно доработать. Это сегодня подчеркнул Президент, который не просто интересуется новинками автопрома, но лично протестировал и сравнил. 

В Беларуси более трёх миллионов автомобилей. Три миллиона примеров благосостояния. По количеству машин на душу населения мы находимся на первом месте в СНГ. И три миллиона причин для ранней смерти. 

Двигатель внутреннего сгорания убивает медленно, но верно. От выхлопных газов умирает почти втрое больше людей, чем в автомобильных авариях. Это неутешительные выводы европейских учёных. И если в Беларуси ежегодно на дорогах гибнет около 600 человек, то несложно подсчитать, что каждые пять лет из-за продуктов горения топлива страна теряет районный город. Те, кто избежал смертельных заболеваний, проживут в среднем на десять лет меньше отпущенного им срока. Именно с вопросов экологии и начиналась зелёная энергетика, но вскоре и промышленники, которые во все времена ставили прибыль выше здоровья, сделали ставку на машины с нулевым уровнем выбросов.

Электромобили – это не только экологично, но и выгодно. Да, первые модели были очень дорогими, ехали медленно, зарядки надолго не хватало. Технический прогресс фактически нивелировал стоимость. Вскоре электрокары станут дешевле обычных машин. Но уже сегодня они с лихвой окупаются во время эксплуатации.

Технический прогресс показал очевидную тенденцию. Двигатели внутреннего сгорания ждёт та же судьба, что и стационарные телефоны, громоздкие мобильники. Производители не могут это не учитывать. Легковые машины – это относительно новый проект для страны. Но самое главное, что создана мощная технологическая база.

В Беларуси электромобили – это пока диковинка. Есть явный контраст на фоне других стран. К 2030 году 90% автопарка Великобритании займут электрокары с правым рулём. В Германии через 12 лет будут производиться только экологичные автомобили. К этому же моменту двигатели внутреннего сгорания попадут под запрет на гигантском индийском рынке. Мировой лидер – это Норвегия. На электротяге там уже каждая четвёртая машина. Всего через семь лет эта богатая нефтью страна полностью пересядет в транспортные средства с нулевым уровнем выбросов. В Китае пока официальную дату не называли, предпочитая меньше говорить и больше делать. КНР – мировой лидер по продаже электроавтомобилей. В прошлом году китайцы купили 351 тысячу таких машин.

Буквально неделю назад на специальном полигоне представили модель белорусского электрокара. Образец экспериментальный. До 100 километров в час он разгоняется за 9,5 секунды. Зарядки хватает, чтобы проехать около 120 километров, но это пока. Белорусские учёные активно работают над отечественным суперконденсатором.

Президент подробно ознакомился с отечественной разработкой, но всё познаётся в сравнении, поэтому для тестирования Главе государства предоставили самый передовой электрокар компании Tesla. Одна зарядка – 500 километров, максимальная скорость – 250 километров в час.

Учёные и производственники смогли подробно ознакомится с американским ноу-хау. Да, белорусский аналог уступает, но и задача была другой. Создать народный автомобиль, доступный по цене. Эта модификация Tesla стоит более 130 тысяч долларов. Но в планах белорусов производить модели в разных ценовых сегментах.

Хоть и приходится догонять мировых лидеров, бездумно копировать чужие разработки белорусские учёные не будут, да и выгода сомнительная. Мировую науку собираются умножить на собственные изобретения, а их немало. Например, белорусский суперконденсатор будет уникальным. Это коммерческая тайна, но можно сказать, что батареи будут не литий-ионными, как во всех аналогах.

Александр Лукашенко обратил внимание и на необходимость развития других видов электрического транспорта, в том числе велосипедов, мотоциклов и скутеров. Все производственные возможности есть. Отечественные электробусы уже курсируют по минским улицам, электромеханической трансмиссией оснащены БелАЗы. Для более широкого развития этой отрасли в правительстве уже готовят соответствующую государственную программу.

Говоря простым языком, вёдра есть, а колодец пока лишь в соседней деревне. Владельцы электромобилей сетуют на катастрофическую нехватку зарядных станций. Их уже производят в Витебске. Но продвижение идёт медленно. К 2025 году по всей стране появится около 300 специальных розеток для заправки электрокаров.

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram