Александр Лукашенко: Государство поддержит исследования, которые имеют большую научную ценность и реальный эффект

Зелёный свет – только исследованиям с большой научной ценностью и реальным эффектом. Президент встретился с элитой учёного света Беларуси.

Зелёный свет – только исследованиям с большой научной ценностью и реальным эффектом. Президент встретился с элитой учёного света Беларуси.

Александр Лукашенко вручил дипломы докторам наук и аттестаты профессорам. Церемония хоть и получилась торжественной, но за круглым столом много говорили о том, как ускорить инновационное развитие экономики – и не только.

Его научная карьера – едва ли не дело случая. Просто однажды прокурор Мартыненко, как принято говорить, в ходе следствия выяснил, что строительство здания в историческом центре Гродно ведётся не то что без документов, а под видом реконструкции, которую якобы контролируют чиновники. Частная компания подчистую стёрла след истории. Дело дошло до суда и виновники в прямом смысле поплатились, а те, кто не проконтролировал охрану архитектурного наследия, лишились должностей. Тот иск стал первым в Беларуси о возмещении ущерба памятнику градостроительства. К слову, спустя 10 лет на месте снесённого дома в центре Гродно то самое здание воссоздали.

Игорь Мартыненко, заведующий кафедрой Гродненского государственного университета им. Янки Купалы: «Всегда с болью и тревогой воспринимаешь факты, когда появляются “новоделы” вместо ранее существовавшего памятника, и ещё на нём размещается охранная доска, которая в принципе не о чём не символизирует. Если объект утратил свою аутентичность. Ново построен – это совершенно другой объект. Это мы раскрыли эту форму совершения преступления. Кража, контрабанда культурных ценностей. Это те преступления, которые характерны для нашей страны. И мы разработали методики их раскрытия, расследования».

Он дёрнул ниточку и не просто распутал одно дело, а навсегда связал себя с охраной историко-культурного наследия. Ещё работая в прокуратуре, Игорь Эдуардович защитил кандидатскую диссертацию и стал единственным в стране прокурорским работником с учёной степенью. Сейчас – спустя 20 лет – его наработки используют в большинстве университетов СНГ и в семи странах они легли в основу охранного законодательства.

Сегодня в Минске он уже презентует визитки с гордой подписью «доктор наук» – юридических. И это довольно редкий случай. В науке сильны традиции и традиционно отрасли, по которым присуждается наибольшее количество степеней, это техника и медицина. В науке о здоровье вроде бы нет места лирике, возможно, оттого докторов и считают самыми ярыми скептиками. Привычка всё ставить под сомнение помогает не только выверять диагнозы, но и вести научные исследования. К примеру, доктор медицинских наук Алла Шепелькевич знает всё о сахарном диабете. 20 тысяч новых пациентов в год – тревожный сигнал, подстёгивающий искать новые способы ранней диагностики.

Хрупкая с виду женщина совмещает врачебную практику, науку и преподавание. От учёных и требуют не просто всё успевать – быть как минимум на шаг впереди всех остальных, а лучше – всего мира. Это залог инноваций в экономике – как раз того, что требует Президент.

Сегодня в зале – 12 докторов наук и семь профессоров. Высшая аттестационная комиссия подчинена напрямую Президенту, что повышает требования к претендентам. Защита диссертаций – публична, а голосование – тайно.

В прошлом году учёную степень получили 536 человек, но докторами наук стали всего 45 соискателей – и это ежегодный показатель. Впрочем, не меняется и возраст новоявленных докторов – это примерно 50 лет. Так что об омоложении научных кадров неспроста говорят не первый год и во всех сферах.

Андрей Новицкий – один из самых молодых докторов наук, ему всего 35. Об астрофизике говорить он, конечно, может часами, но к Президенту у него конкретное предложение.

Не один раз вокруг предложений учёных разгоралась дискуссия. Так, к примеру, звание профессора в учебных и научных заведениях дают за разные заслуги. Уравнять – стоит, но как?

Но от узко научных выходили и на более масштабные для страны вопросы. Чего, к примеру, не хватает сельскому хозяйству? Или что сделано, чтобы все новые технологии студенты постигали не за партой, а на производстве?

Президент много говорил и об оптимизации, прежде всего, образования. Сокращение расходов порой способно привести к повышению качества. Но при всей серьёзности затронутых тем – где ещё физики и лирики могут собраться за одним столом? А за степень доктора наук или звание профессора не грех выпить бокал шампанского.

После они все разъедутся – на старые рабочие места, но явно с новым запалом.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram