Александр Лукашенко: Зарплату учителям необходимо поднять как минимум на четверть

266

Во многих учебных заведениях страны торжественные линейки по случаю начала нового учебного года прошли ещё накануне, где-то первый звонок прозвучал лишь сегодня. День – особенный для детей, родителей и учителей. Традиции не стал изменять и Президент. Сегодня Александр Лукашенко посетил специальную столичную школу-интернат №13. Здесь обучаются дети с инвалидностью – у всех нарушения слуха. И, как заявил Президент, государство должно сделать всё возможное, чтобы дети с особенностями развития не чувствовали себя лишними в обществе.

И хотя бы такие звуки (см.видео – прим.ред.) и желание общаться – это уже успех в истории Лёши – сродни чуду, говорят педагоги. Ситуация типична для семей, где ни в одном поколении не было проблем со слухом. А потому до четырёх лет родители были уверены: всё в порядке, мальчик просто «не хочет» говорить. Диагноз поставили только в детском саду. Поэтому сегодня каждая буква для него и специалистов – победа.

Звуками могут ответить только несколько из 10 первоклассников. Все остальные живут пока в мире жестов. Говорят с младенчества руками большинство из 120 воспитанников школы. Учатся в семье – заболевание генетическое, а значит, мама и папа чаще всего – люди со слуховыми патологиями. В Беларуси, как и во всём мире, на 1000 здоровых детей рождается один с проблемами слуха. Если ребёнку вовремя поставлен диагноз, уже в четырёхмесячном возрасте ему вживляют аппарат, который практически полностью заменит природную слуховую систему. Такие дети, как правило, не отстают в интеллекте – им просто нужно научиться говорить ещё на одном языке.

Это стало уже традицией: первого сентября Президент не только гость на линейках, «до» поздравлений обсуждают накопившиеся вопросы. По словам Главы государства, система специального образования нуждается в пересмотре в пользу таких учреждений и преподавательского состава.

Визит в школу именно для детей с особенностями – личная инициатива Главы государства. Один из самых больных вопросов образования – будущее выпускников таких школ. Хотя истории, когда людей с тяжёлыми отклонениями слуха не берут на работу, единичны.

В маршруте Президента и жилые корпуса. Школа работает по принципу интерната, сюда везут детей со всей страны: Витебск, Брест, Полоцк, отдалённые районы Минска – домой они возвращаются только на выходные. В расписании есть уроки и общеобразовательной школы, и те, что могут понять не все. «Жестовый» предмет Владимира Мелеховца, как и он сам, уникальный: педагог, ничего не слышащий от природы, сегодня идеально говорит и на своём примере доказывает: оба языка может освоить каждый при желании.

Таких уроков, конечно, не может быть в интегрированных классах, когда дети с особенностями учатся в обычных школах. Хоть за это радеют специалисты. Всё больше учреждений образования идут по пути создания безбарьерной среды (сегодня это каждая третья школа) и берут учеников с серьёзными патологиями – тех, кто не может передвигаться сам, кому нужен сопровождающий. 144 тысячи детей разного возраста сегодня стоят на учёте по инвалидности. И их будущее – вопрос, который надо решать сегодня. Поэтому в спецшколах к урокам труда – особое внимание.

И если школьники постарше от такого количества гостей и камер больше смущались, восторгу первоклассников от подарков и внимания не было предела. Вместе с Президентом малыши загадали желания и символически запустили их вместе с голубями в небо.

Ещё один подарок Президента – многофункциональную интерактивную панель, ту, что больше слушает пальцы, а не голос – преподнесли уже во время праздничного концерта. Президент поздравил всех с первым сентября и признался, что он приятно впечатлён.

Аплодисменты и номера, которые они готовили не одну неделю. Они будут и петь, так что не сразу поймёшь, что это фонограмма. И танцевать. Но чтобы лучше всего показать, как живётся в особенном мире – спектакль без слов, но с миллионом чувств – о том, как никто не хочет считаться «особенным» и жить «отдельно» в большом мире.