Александр Лукашенко дал Правительству 10 дней на урегулирование вопроса поставок продукции на российский рынок

​Президент провёл большое совещание, главная тема которого, безусловно, на слуху – это ситуация с поставками белорусской продукции в Россию и транзит товаров из санкционного списка. Россия ввела ограничения для некоторых отечественных предприятий, и многие грузы российские контролёры попросту разворачивают в пути. Такие действия грубо нарушают договорённости по Таможенному союзу, заявил сегодня Александр Лукашенко.

Президент провёл большое совещание, главная тема которого, безусловно, на слуху – это ситуация с поставками белорусской продукции в Россию и транзит товаров из санкционного списка. Россия ввела ограничения для некоторых отечественных предприятий, и многие грузы российские контролёры попросту разворачивают в пути. Такие действия грубо нарушают договорённости по Таможенному союзу, заявил сегодня Александр Лукашенко.

А в распоряжении нашего телеканала оказались документы, которые проливают свет на некоторые особенности европейско-российской санкционной войны и говорят о беспочвенности обвинений в адрес Беларуси. Между тем на совещании обсуждались и внутренние вопросы – и действия правительства и чиновников по решению актуальных проблем Президент охарактеризовал как недостаточные. Александр Лукашенко поручил в течение 10 дней урегулировать ситуацию. И уже 4 декабря в Москве вновь соберутся правительственные эксперты.

Решения продовольственных вопросов между Беларусью и Россией ожидали ещё в понедельник. Накануне Минсельхозпрод и Россельхознадзор не один час обсуждали в Минске сложившуюся ситуацию. Официальная Москва объясняла суть претензий, Минск приводил свои доводы, но Гордиев узел по продовольственным поставкам ведомства разрубить не сумели.

Для Беларуси этот вопрос существенный – из-за запрета на поставку продукции 23-х предприятий страна уже потеряла около 200 миллионов долларов. Причём главное здесь, что белорусским предприятиям зачастую непонятны претензии. Россия апеллирует двумя аргументами: во-первых, у неё есть сомнения в качестве белорусских продуктов, во-вторых, в Москве полагают, что грузы, следующие транзитом через Беларусь в третьи страны, всё же оседают на российских складах. Ситуацию не могут разрешить уже несколько месяцев, поэтому неудивительно, что она стала объектом внимания на самом высоком государственном уровне.

Вся ситуация с поставками трансформировалась в доклад Президенту. На главный вопрос Александра Лукашенко – какие меры приняты по снятию запретов? – отвечало Правительство. Но прежде Президент вспомнил, с чего началась проблема. Летом Россия ввела так называемые ответные санкции на поставки продуктов питания из США, Евросоюза, Канады и Австралии, а уже осенью эти ограничения рикошетом ударили по белорусским предприятиям.

Белорусскую позицию можно понять: с одной стороны страны не одно десятилетие являются партнёрами по Союзному государству, а теперь уже и по Евразийскому. Юридически сняты все ограничения на перемещение капиталов, труда, услуг и – самое важное – товаров. И в тоже время фактически все эти барьеры остаются.

Главный вопрос, который всё чаще звучит из уст евразийских политиков – зачем было объединяться в экономический союз, если его законы просто не работают? Эксперты склоняются к тому, что желание создать новый интеграционный блок просто опередило возможности.

К решению вопросов подключены практически все службы и ведомства. В том числе и таможенные. Ведь транзит – одна из ключевых позиций для Беларуси.

Есть и свежие цифры: за 5 дней проверок российские таможенники задержали на своей территории два автофургона с товарами, на которые наложены санкции. Белорусские за это же время остановили у себя сразу 18 машин с российскими номерами. В них находилась продукция только с маркировкой «сделано в РФ» и больше вообще никаких сопроводительных документов.

Юрий Сенько, председатель Государственного таможенного комитета Беларуси: «Мы обеспечиваем сопровождение, если надо, конвой до Российской Федерации. Таможня России – по своей территории, но российская сторона сказала, что не располагает возможностями обеспечить транзит. Они в поиске решений».

Пока решение не найдено, российская сторона все транзитные проблемы пытается повесить на белорусских контролёров. Свежий пример – интервью главы Россельхознадзора Сергея Данкверта медиагруппе «РБК».

Сергей Данкверт, глава Россельхознадзора (интервью медиагруппе «РБК», 1 декабря 2014 г.): «Если говорить о точных цифрах, то можем сказать, что из ЕС незаконно ввезено около 7,5 тысяч тонн мяса, которое затаможивалось в Европе либо на нейтральной полосе. 226 машин пришли с документами из Бразилии. Белорусские коллеги ни одну машину не вскрыли, иначе они увидели бы этикетки голландского и польского мяса. По странному стечению обстоятельств они не пригласили ни одного ветеринара и пропустили все 226 машин в Казахстан. А мы до сих пор не можем сказать сколько машин в результате до него доехало».

Принять такие недвусмысленные упрёки на веру невозможно. Основываясь на данных таможенных служб сразу нескольких стран, мы провели своё расследование. В распоряжении нашего телеканала оказались документы, по которым можно увидеть путь следования того самого якобы бразильского мяса, о котором говорит глава Россельхознадзора. Во всех сопроводительных бумагах указано: сырьё приехало из-за океана, а пункт его назначения – Казахстан, город Уральск. А вот загружают мясо и шпик в разных странах Евросоюза. Чаще всего, в Польше. Внутриевропейские товаросопроводительные документы оформлены по всем правилам, никаких наклеек, указывающих на европейское происхождение сырья, нет, а потому мясо спокойно доезжает до Литвы. Там на грузы оформляют уже литовские документы, которыми подтверждают: мясо бразильское, всем фитосанитарным нормам соответствует. И после литовского ветеринарного контроля автофургоны уже могут пересекать границу Евросоюза и в данном случае оказываются на пороге Беларуси. А когда и на документы, и на груз гарантии дают европейские коллеги, и белорусская таможня даёт зелёный свет.

По такой же в общем-то схеме работают и белорусские ветеринарные службы. С 1 июля 2010 года контроль товаров, в том числе транзитных, которые поступают на территорию «тройки», регламентирует положение комиссии Таможенного союза. В документе, который был принят в том числе Россией – чёткая установка: если все документы у перевозчика в порядке, то на физический досмотр отправляется лишь часть его товара.

Александр Куцко, заместитель директора Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Документарный контроль – это когда смотрится фактически всё поступление товаров, физический контроль регламентирован тоже в отношении поступающих товаров, в зависимости от степени риска. Если касается вопрос ввоза мяса, рыбы, молока, то досматривается каждая десятая партия, если другие товары, входящие в перечень, подлежащих ветеринарному контролю, то досматривается каждая двадцатая партия от производителя».

Всего в Беларуси таким образом въехало 254 автомобиля, а не 226, как утверждает господин Данкверт. И абсолютное большинство перевозчиков в этой схеме – российские и литовские компании. Но были обращения и к белорусским транспортникам. И хотя именно белорусы совершили всего семь таких поездок, говорят, что никаких подозрений не возникло. Подобная схема транзита через Беларусь в Казахстан выглядит абсолютно стандартной.

Учредитель транспортной компании: «Приходила заявка, в которой прописывалось, где загружается, что за товар. Было сразу прописано: загрузка в Вильнюсе, что это шпик. Документы ветеринарные службы проверяли. На погранпереходах, на таможенных переходах никаких проблем не было».

И сами перевозчики подтверждают: шпик доезжает до Казахстана. Ни о каком сворачивании прямиком на российские прилавки не может быть и речи. Всё строго по документам.

Учредитель транспортной компании: «Для перевозчика это обычная работа. Он не вникает глубоко. Есть документы – он же не может их проверить на подлинность. Наша компания подключилась достаточно активно, потому что это интересно финансово. Объёмы может и большие, но у нас это были единичные поездки. В районе 4 800 евро».

Идём дальше. Когда груз приезжает в Казахстан, его растамаживают. И отправляют на склад. На этом работа перевозчиков вроде бы окончена. Но дальше им частенько делают заманчивое предложение – съездить ещё и в Россию, чтобы не гнать пустую машину по пути домой. А в рамках Евразийского экономического союза пересечь границу Казахстана и России – проще простого.

Учредитель транспортной компании: «Было предложено завести уже на других палетах сало – шпик другого веса. Привезли из казахстанской машины, перегрузили на нашу машину и груз проследовал до Москвы. Тот, не тот это груз – мы не владеем этой информацией. Сложно сказать, подпадает ли этот груз под эмбарго. Перевозчик не владеет таможенными кодами».

Получается, что и волки сыты, и овцы целы. По документам всё легально. А россияне накормлены европейским мясом. И кто заинтересован в работе такой схемы – вопрос риторический. Тот, кто хочет товар продать, и тот, кто хочет быть накормлен. Беларусь в данном случае исполняет свои транзитные обязательства, доверяя коллегам из Евросоюза.

Учредитель транспортной компании: «Могла российская сторона организовать вместе с грузоотправителем. Он был заинтересован продать шпик. Один не мог организовать ни россиянин, ни польская сторона. Значит, организовывали они вместе».

Грузоперевозчики, вернувшиеся из Казахстана, говорят, что там эту схему уже тоже вскрыли и 15 фур – а это примерно 300 тонн продукции – казахи растаможить отказываются. И теперь заказчики грузоперевозок пытаются вернуть машины реэкспортом в Евросоюз. Но пускать их обратно не желают уже белорусские таможенники.

То есть проблемы с контрабандой белорусские специалисты советуют искать в самой России, как и ответы на претензии к качеству белорусской продукции. Ведь эти обвинения большинство политиков, чиновников, производителей и что самое главное – потребителей, в том числе и в России, восприняли как личное оскорбление.

Подтверждение тому – многоуровневая система контроля качества. На практике она выглядит так: сначала проверяется сырьё на фермах и комплексах, далее двухступенчатый контроль на производстве, входящий и исходящий. Отправить продукцию не получится без заключений Госстандарта и Ветнадзора. И, наконец, контрольная проверка от санитарного надзора уже в розничной сети. 5 кордонов – и это только в Беларуси! При отправке на экспорт требования ужесточаются. Чтобы окончательно разубедить всех сомневающихся, Минздрав готов ужесточать контроль.

Впрочем, о качестве белорусских продуктов лучше спросить у потребителей. И в первую очередь на востоке. Например, российский аналитик Михаил Делягин у себя на Родине однажды даже столкнулся с непониманием.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «Когда я первый раз приехал из Минска и мои знакомые узнали, что я не привёз ни белорусской колбасы, ни белорусского шоколада, ни белорусской водки, ни даже белорусского хлеба, некоторые со мной не разговаривали полгода после этого. Я понимаю, что всякое бывает. Может где-то качество и ухудшилось, но не на нескольких предприятиях одновременно. В рамках единого Таможенного союза должен быть единый санитарный орган, нужно нормализовать стандарты, можно сделать их наиболее жёсткими, и на первом этапе, если есть где-то напряжённость, пусть наши специалисты сидят в Минске, пусть белорусские проверяющие сидят у нас. Это немного повысит административные издержки, но снимет большое напряжение».

В столице соловьиного края – в городе Курске – 10 магазинов торговой сети «Белорусские колбасы». Они в каждом районе и на самых оживлённых улицах. Работают без выходных с 8 утра и до 8 вечера. В Курской области, а это регион центрального Черноземья с плодородной землёй, хватает своей качественной продукции, но рука покупателя тянется за белорусским.

На курском рынке эта частная компания более трёх лет. Завоевала не только постоянных покупателей, но и надёжных поставщиков. Начинали с продажи только мясных изделий, сейчас практически полный ассортимент от йогурта до кваса. Работают напрямую с производителем, так что на стене – сертификаты качества, на витринах – приемлемые цены. Правда, выбора с каждым днём становится всё меньше, покупателям причину двумя словами не объяснишь.

Татьяна Климова, менеджер по продажам торговой сети «Белорусские колбасы» (Курская область, Россия): «Россельхознадздор закрыл ввоз некоторым комбинатам, случаются перебои с поставками, работаем только с одним комбинатом. Мы надеемся, что ситуация разрешится».

Действительно: время идёт, поставки под вопросом, контракты – под угрозой срыва. И занять нишу белорусских продуктов могут другие. У Президента сегодня были серьёзные вопросы и к Правительству.

Эта ситуация – подчеркнул Президент – яркий пример того, что нужно находить новые рынки сбыта и увеличивать объём на уже открытых площадках. Тем более, что белорусское продовольствие сегодня можно купить в 50 странах мира. На разрешение всей ситуации Президент отвёл Правительству 10 дней.

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «Завтра встречаемся с Дворковичем, Данквертом, вносим предложение по единой методологии, едином учёте. Много вопросов. Найдём решение, отработаем систему».

Вице-премьер убеждён: все вопросы будут сняты уже в ближайшее время и все трения будут забыты до Нового года.

Подписывайтесь на нас в Telegram