Минск сегодня вновь стал центром мировых политических событий. Белорусскую столицу в который раз выбирают местом, где говорят о мире. Сегодня такой диалог звучит в контексте не столько региональной, сколько глобальной безопасности.
Горячих точек на карте мира меньше не становится. Трудно сосчитать, кто с кем воюет, и предположить, где вспыхнет новый конфликт. На этом фоне великие державы, которые раньше являлись гарантами стабильности, этот статус, увы, теряют вместе с доверием со стороны партнёров.
Важно это доверие восстановить. Этот простой посыл, прозвучавший на прошлой неделе на белорусско-украинском форуме в Гомеле, сегодня ретранслируется с трибуны авторитетной Мюнхенской конференции по безопасности. Её Основная группа впервые собралась в Минске. Это знаковое событие для Беларуси.
Открыл заседание Александр Лукашенко. Кстати, решение провести встречу в белорусской столице руководство Мюнхенской конференции обосновало вкладом, который страна вносит в укрепление стабильности в регионе. Его без разрешения украинского кризиса не достичь, уверен наш Президент. Александр Лукашенко в очередной раз подчёркивает, что Беларусь использует любую возможность, чтобы мир восстановить, вернуть утерянное доверие и в идеале создать надёжную и эффективную архитектуру безопасности.
Здесь бок о бок оказываются те, кто не сел бы за стол переговоров. Больше полувека именно на Мюнхенской конференции о безопасности – либо её отсутствии – говорят так открыто, как нигде больше.
Это один из важнейших дискуссионных форумов. Альтернативы просто нет. И в нём существует своего рода закрытый клуб – Основная группа Мюнхенской конференции. Он предполагает меньшее количество участников, но большую откровенность. И когда руководство Мюнхенской конференции само предложило провести очередную встречу в Минске, возражающих не нашлось.
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Здесь обсуждаются вопросы, которые имеют огромнейшую важность для нашего региона, для ситуации в нашем регионе. Вы видите, что происходит. Постоянные какие-то конфликты, постоянный рост напряжённости. Нас это не устраивает, потому что мы страдаем от этого. Страдаем в политическом, экономическом, гуманитарном плане. В понимании Беларуси, диалог – это единственное средство для решения всех проблем. Мы всегда это проповедовали. Эта встреча и состоит в том, чтобы организовать диалог по тем проблемам и вопросам, которые существуют в нашем регионе».
Переоценить вклад, который Беларусь вносит в укрепление стабильности и безопасности в регионе, сложно. Тот случай, когда любые слова, кажется, не в полной мере отражают суть. Минск стал площадкой для урегулирования конфликтов по Нагорному Карабаху, востоку Украины, между Сербией и Косово. На полях форума переговоры провели Белград и Приштина. Одно только это дорогого стоит.
Ана Брнабич, премьер-министр Сербии: «Это очень важная конференция. Она презентует Беларусь, показывает потенциал страны. В разных странах есть свои вызовы. Я надеюсь, будет найдено решение в диалоге Белграда и Приштины. Компромисс выразится в длительном мире и стабильности не только для Сербии, но и всего региона. Беларусь поддерживает международное право и порядок. Это многое значит».
О Минском процессе знают в Европе, и за океаном. Попытки сорвать его предпринимались неоднократно. Но разве кто-нибудь предложил другой действенный механизм для прекращения кровопролития в Украине? Это ведь самая горячая точка Европы.
Чарльз Грант, директор Центра европейских реформ (Лондон): «У нас состоялась дискуссия по украинскому конфликту с участием российских, французских и немецких экспертов. Разговор был конструктивным. И хотя не принято никаких резолюций, я убеждён, необходимо проявить то, что называют стратегическим терпением. В конце концов, мы сможем найти выход».
Томас Гремингер, генеральный секретарь ОБСЕ: «Очень своевременно создавать пространство для неформального диалога. И я приветствую эту конференцию. Это важная платформа. Я только что вышел из секции, где обсуждались Минский процесс, вопросы преодоления кризиса на Украине. Есть диалог сербского премьер-министра и президента Косово. Это интересный обмен мнениями с поиском возможного решения. Поздравляю Беларусь, которая сделала такое большое событие».
Именно с дискуссии на тему Минского процесса начала работу Основная группа Мюнхенской конференции. Об этом много говорили и во Дворце Независимости.
Основная тема – взаимоотношения по линии Восток – Запад. Они, конечно, всегда по-разному смотрели на многие вещи. Чтобы об этих проблемах эксперты и политики могли говорить открыто, заседание проведут по правилам «Чатем-Хаус». Мы не сможем цитировать участников с указанием авторства, мы даже не увидим лиц говорящих, многое навсегда останется в этом зале. Но цель встречи – это не громкие заголовки, а пусть и тихие, но такие важные решения.
Исключение сделают лишь для выступления Александра Лукашенко. Он давно говорит, что нет вопроса важнее, чем сохранение мира. Президент будто предупреждает, что он будет искренним и сегодня, даже если это кому-то не понравится. Ведь человечество на краю пропасти. Противоборства так или иначе идут практически на всех континентах. Регионы делят на сферы влияния – военно-политические и экономические.
Во что превратился Совет Безопасности ООН? Он стал площадкой для выяснения отношений. Под эмблемой организации, что должна объединять, всё чаще – претензии, обвинения и упрёки. Эксперты сходятся во мнении, что мир не однополярен и даже не многополярен, он вообще без полюсов. Ощущение, что все воют со всеми.
Пока Президент Беларуси констатирует, что в Европе нет единого мнения, как должна быть устроена обновлённая система безопасности. И вот тут важно подключить экспертов. Они могут взглянуть на ситуацию неординарно. Например, Александр Лукашенко предлагает возобновить под эгидой ОБСЕ деятельность «Группы мудрецов». Это экспертный совет, который даёт рекомендации странам, входящим в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Необходим некий единый документ, который стал бы стратегией выхода из кризиса. Но ведь его пока нет…
Президент уверен, что разрешение конфликта на Донбассе могло произойти уже давно, если бы все этого хотели. Но в действительности не работает ни один переговорный формат. Переговорщики собираются, но люди продолжают гибнуть. В регион поставляют всё больше оружия, тем самым приближая радикальный сценарий. И куда бежать тем, кто пытается спастись? В Беларусь!
Александр Лукашенко готов предлагать новые пути выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации: создать в Минске технический пункт Трёхсторонней контактной группы, поэтапно развёртывать на Донбассе миссию миротворцев, более жёстко контролировать выполнение Минских соглашений.
Президент говорил об этом совсем недавно в Гомеле. Он поражён тем, как отреагировали люди – две тысячи человек! Это свидетельство того, что они очень устали от войны.
Александр Лукашенко, кажется, сказал про украинский конфликт всё и даже больше, но председатель конференции явно не хочет просто свернуть тему. Какие шаги нужны на Донбассе? Ишингер просит конкретики – и Александр Лукашенко готов её предложить.
Если не верить в то, что делаешь, результата не будет. Александр Лукашенко приводит простой, но весьма понятный пример…
Почему для Беларуси это так важно? Кроме добрососедства и крепких уз, срабатывает инстинкт самосохранения. Страна может оказаться на линии нового цивилизационного разлома, а белорусы ведь знают, чем это чревато.
Президент убеждён, что в нестабильном обществе не могут быть обеспечены права и свободы, а значит, начинать нужно с того, что действительно жизненно важно.
Беларуси нужны нормальные торгово-экономические отношения с Европой. Как раз это укрепит суверенитет и независимость куда больше. Но каково истинное отношение к стране?
Президент говорит совсем нелицеприятные вещи, но ведь кто-то должен об этом сказать. Беларусь делает всё возможное для стабильности в регионе, пропускает через себя энергоносители, сотню миллионов тонн грузов, пресекает нелегальную миграцию, наркотрафик и криминал. Разве не заслужила страна уважительного отношения к себе?
У Президента спрашивают, чувствует ли глава небольшой в общем-то страны озабоченность со стороны сильных игроков таким положением? Ведь оказались в прямом смысле между двух огней. Но Президент не строит иллюзий. Хорошо, если сильные мира сего позаботятся хотя бы о своих народах…
За мир так бьются те, кто никогда не воевал. Но Александр Лукашенко в этом смысле как-то обострённо чувствует время, а точнее то, что его почти не осталось.
Да, Президент многое говорит довольно жёстко. Но разве искренность – это не то, чего так часто не хватает за столом переговоров? Уже потом – без телевизионных камер – обсуждение продолжилось. Много говорили о холодной войне, когда при всей напряжённости между Соединёнными Штатами и Советским Союзом были чёткие правила того, что можно делать, а чего нельзя. Сегодня всё смешалось. Правил нет. И именно непредсказуемость порождает конфликты. А если говорить совсем просто, то страшно, если новости о войне уже не пугают. Если тот, кто сильнее, уверен, что прав. Для выстрела нужно меньше секунды, а для восстановления мира порой требуются долгие годы.
Подробнее – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram