Александр Лукашенко рассказал о переговорах с Владимиром Путиным и развеял миф о возможном объединении Беларуси и России

Социально-экономическое развитие страны и работа в интеграционных объединениях. Президент сегодня провёл совещание по широкому кругу экономических и политических вопросов.

Социально-экономическое развитие страны и работа в интеграционных объединениях. Президент сегодня провёл совещание по широкому кругу экономических и политических вопросов. 

Речь не могла не зайти о белорусско-российских отношениях. Александр Лукашенко рассказал, что обсуждалось на переговорах с Владимиром Путиным под занавес 2018-го, и развеял миф о возможном объединении стран.

Что же до компенсации Беларуси проведения российского налогового манёвра, то этим вопросом займёт рабочая группа, созданная из экспертов и чиновников высокого ранга. Вместе с тем Президент поставил задачу компенсировать все потери, которые наша страна несёт, начиная с первого января.

Что важно: экономическое маневрирование не должно ударить по карману белорусов. Так есть ли у правительства план Б? 

Праздники закончились. Этой фразой Президент приветствует собравшихся, ею же задаёт тон совещанию. Год предстоит непростой. И это не новость. Оттого правительство заряжено на работу. Да и на новогодние каникулы, как, скажем, в России, где традиционно с наступлением Нового года жизнь замирает на неделю-другую, Совмин не уходил. 

Череда встреч с партнёрами по интеграционным объединениям, вёрстка бюджета – конец 2018-го выдался непростым. Уходя, год то и дело возвращал к теме белорусско-российских отношений. Александр Лукашенко констатирует: практически все проблемные вопросы решены (в более или менее приемлемом для Беларуси варианте). Да, есть и те, что набили оскомину. Белорусская техника порой буксует, увязая в недобросовестной конкуренции. Автоперевозчики больше переживают не о том, как довезти в сохранности грузы, а как получить на них квоты. Не секрет: Россия в последние годы активнее квотирует грузовики из Польши или, скажем, Литвы, сокращая разрешения для Беларуси. 

Александр Лукашенко за пару минут отвечает на домыслы, витавшие в воздухе и Интернете последние несколько недель. Эту нервозность подпитывала экономическая неопределённость. О российском налоговом манёвре теперь знают не только финансисты, но и домохозяйки. С 2015-го Минск потерял 3,6 миллиардов долларов. В этом году не досчитается 400 миллионов, правда, если нефть будет стоить 70 долларов за баррель. Сейчас, к слову, в районе 60. А общие потери до завершения маневрирования Москвы белорусские эксперты оценивают в 10,5 миллиардов долларов. Этими цифрами Минск не напугать, но Президент уверен: это явное противоречие духу и букве договорённостей. 

Вообще, конечно, с компенсацией вышла довольно странная ситуация. В российском правительстве сначала заявляли, что она будет и источники найдены. Затем процесс внезапно приостановили. И всё настойчивее стали говорить о необходимости более глубокой интеграции. Правда, что именно она подразумевает, знают, похоже, только в Кремле, но и это неточно. 

Составы групп известны, формируется повестка переговоров, но совместно эксперты Минска и Москвы пока не заседали (ждут окончания российских каникул). Так пока можно охарактеризовать этот процесс. Впрочем, глава белорусской рабочей группы настроен на конструктив. 

Дмитрий Крутой, министр экономики Беларуси: «Никаких глобальных расхождений мы не видим. Просто ряд проблем решается в перманентном режиме. Наверное, эти группы – очередной шанс эти многолетние проблемы решить».

За годы интеграции испробованы различные форматы. Может, экспертная группа высокого уровня и есть панацея от несговорчивости? Однако пока будут идти переговоры, счётчик потерь будет крутиться. Александр Лукашенко даёт прямое поручение на этот счёт. 

Президент уверен: экономика сможет, скажем так, отработать недостающие 400 миллионов, но правительство в любом случае должно иметь план Б. То есть, с одной стороны, рассчитать, не пострадают ли, к примеру, золотовалютные резервы Беларуси, а с другой –– создать подушку безопасности. Подстраховаться точно не будет лишним. 

Что до модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, то два завода в связке должны давать дополнительные 250 миллионов долларов в год. Тем не менее эксперты отрасли, как говорится, находятся в постоянном поиске.

На этом фоне рождаются слухи, мол, российская сторона готова компенсировать налоговый манёвр покупкой белорусских НПЗ. В концерне на это отвечают просто: официальных запросов не поступало, а слухи не комментируем. В любом случае ситуация точно не тупиковая и варианты есть. Другое дело, что не всегда выгоды политические и экономические совпадают. 

Президент не сторонник крайностей. Не впадать в них призывает и чиновников, и экспертов. 

В самой России говорят: однозначно оценить пакет решений под кодовым названием «налоговый манёвр» невозможно. Ведь ключевые механизмы компенсации там одобрили меньше полугода назад, а в силу они вступили всего десять дней назад. Ряд аналитиков вообще считают, что прибыль от налогового манёвра по сравнению с льготами для нефтеперерабатывающих заводов окажется не слишком существенной. И тогда встанет вопрос: а стоило ли это затевать? То есть, да, Россия полна противоречий. Возможно, это отчасти объясняет поведение Кремля. Однако главное другое: всё это в целом может стать неплохим мозговым штурмом не столько для белорусских аналитиков, сколько для экономистов. 

То есть новый год наступил и шестерёнки в таком сложном механизме, как экономика, закрутились. Да, 2019-й будет непростым, но точно интересным. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Сергей Вяль
География:
Новости Минска