Беларусь заинтересована в сильной, единой Европе и крепком трансатлантическом партнёрстве. Таков посыл Минска Вашингтону. Президент встретился с группой американских аналитиков. Они представляют центры, которые занимаются изучением событий и тенденций в Центральной и Восточной Европе.
Во Дворце независимости говорили, прежде всего, о безопасности. Беларусь категорически не заинтересована в конфликтах. При этом Минск не видит необходимости размещения на своей территории военных баз других государств, в том числе России. Вокруг несуществующей базы ходило множество слухов – и вот все они развеяны.
Джеймстаунский фонд информирует американских политиков о событиях и тенденциях в государствах, имеющих стратегическую или тактическую важность для Соединённых Штатов. Особый акцент – на Евразию и Китай. Центр по анализу европейской политики позиционирует себя как форум для исследований и дискуссий по ключевым вопросам, затрагивающим Центральную и Восточную Европу. Корпорация РЭНД больше полувека проводит исследования, прежде всего, для вооружённых сил Соединённых Штатов. Центр дипломатии и глобальных отношений имени Джо Байдена – молодая организация, которая решила работать по принципу «демократический, открытый и безопасный мир приносит пользу всем американцам». Это цитата. Четыре аналитических центра. Пять экспертов. И одна (но согласитесь, неплохая) возможность для развития отношений Беларуси и США.
Чтобы заметить прогресс в отношениях Минска и Вашингтона за последние годы, не нужно быть аналитиком. Значительно снизилась интенсивность критических заявлений американских должностных лиц в адрес белорусских коллег. Приостановлены санкции в отношении ряда предприятий. Высокопоставленные делегации (в том числе Госдепартамента и Конгресса США) больше не облетают Минск стороной. Всё это позволяет обсуждать с Вашингтоном вопросы глобальной повестки.
Пожалуй, эта встреча важна не только для белорусско-американских отношений, но и для Европы в целом. Аналитики в кризисные времена вообще приобретают особый вес. Когда не могут договориться политики, эксперты становятся своего рода посредниками. Так что статус гостей позволяет говорить совершенно открыто.
Беларусь немало внимания уделяет проблемным вопросам в отношениях с соседями. А среди них – и входящие в НАТО, и те, что вне альянса. То есть страна – между двумя крупнейшими центрами силы. Их конфронтация может обернуться для Беларуси непоправимыми последствиями. Президент в этом смысле чётко расставляет акценты: Минск категорически (именно в такой формулировке) не заинтересован в конфликтах – ни в «горячих», ни в «замороженных». Тем более, военная доктрина страны – напоминает Александр Лукашенко – носит исключительно оборонительный характер.
В конце концов, Беларусь реформировала Вооружённые силы четырежды, и уверена в собственной армии. Но военные базы – не предмет торга. Уж слишком серьёзен вопрос, чтобы на нём спекулировать. Хотя отдельные страны пытаются.
Президент настаивает: Беларусь последовательна и держит слово. При этом Александр Лукашенко не пытается сгладить острые углы. Аналитики, похоже, оценили и это, и в целом усилия, которые прилагает Беларусь для стабилизации обстановки в регионе.
Бен Ходжес, эксперт Центра по анализу европейской политики (США), генерал-лейтенант в отставке: «Я впервые в Беларуси и я впечатлён уровнем прозрачности и открытости. Такая готовность идти на контакт – это и есть один из способов урегулирования ситуации. И меня впечатляет потенциал и способность Беларуси играть ключевую роль по обеспечению стабильности в регионе. Ваша страна граничит с тремя странами-членами НАТО, а также Россией и Украиной. И если все эти стороны будут заинтересованы в суверенитете и независимости Беларуси, я думаю, что Беларусь действительно сыграет очень важную роль в снижении напряженности в регионе между Востоком и Западом».
И генерал-лейтенант в отставке понимает, о чём говорит. Бен Ходжес, среди прочего, несколько лет командовал сухопутными войсками США в Европе. По его мнению, процветание Соединённых Штатов напрямую зависит от европейской стабильности. Выходит, заинтересованность партнёров друг в друге на лицо? По крайней мере, на уровне экспертов есть понимание, что работать нужно сообща и разговаривать, наконец, не на языке ультиматумов.
Майкл Карпентер, старший директор Центра дипломатии и глобальных отношений имени Дж. Байдена (США): «Соединённые Штаты весьма заинтересованы в независимости Беларуси. В этом наш стратегический интерес. Есть понимание того, что Беларусь – суверенная страна. Я должен сказать, что, с моей точки зрения, нет необходимости просить Беларусь выбирать между своими союзническими отношениями, тесными историческими и культурными связями с Россией и улучшением отношений с США. Это ложный выбор. Мы можем улучшить наши отношения и без этого».
Майкла Карпентера называют человеком, который сделал для нормализации отношений Беларуси и США больше, чем кто бы то ни был. Он верит в скорейшее усиление диалога, сетует на отсутствие послов и впечатлён белорусским Парком высоких технологий. Мол, контакты с Кремниевой долиной – ещё одна монетка в общую копилку. Так что встречи, подобные этой, не бывают зря.
Глен Ховард, глава Джеймстаунского фонда (США): «Эта встреча превзошла мои ожидания, и каждый визит в Беларусь – в удовольствие. Я думаю, что отношения между Беларусью и США на сегодняшний день выходят на новый уровень, становятся теплее и сильнее, наполняются большим доверием. И для Джеймстаунского фонда честь – быть здесь, привезти сюда своих специалистов в области безопасности».
Выходит, Минск и Вашингтон так близки, и так далеки одновременно. Их разделяет океан, линия противостояния Востока и Запада, они входят в разные военно-политические блоки. Но если в условиях всеобщего недопонимания страны смогут найти общий язык, ценность диалога возрастёт многократно.
Подписывайтесь на нас в Telegram