Всесторонний характер белорусско-российских отношений важен для обеих стран. Но, к сожалению, не все соглашения выполняются. Об этом сегодня заявил наш Президент на совещании по актуальным вопросам сотрудничества с Россией. Завтра Александр Лукашенко направится в Москву, где проведёт переговоры со своим коллегой Владимиром Путиным.
Главы государств подведут итоги сотрудничества в уходящем году, но особое внимание уделят развитию отношений в торгово-экономической сфере. Акцент – на реализацию прежних соглашений в интеграционных форматах.
Ведь если договорились и поставили подписи, то надо исполнять! Ещё одна ключевая тема переговоров – компенсация Беларуси потерь от российского налогового манёвра в нефтяной сфере.
У большинства белорусов это утро понедельника, как никогда спокойное. Многие, наверное, даже не успели проснуться (выходной ведь день), а во Дворце Независимости в это время уже – практически всё руководство страны. Премьер-министр что-то активно обсуждает с заместителями, к разговору то и дело подключаются глава президентской администрации, министр энергетики и директор «Белнефтехима». Тема актуальна, особенно в последнее время.
Любой хоть немного следящий за политической жизнью страны зритель поймёт, насколько актуальна тема совещания, которое созвал Александр Лукашенко, – сотрудничество с Россией. Ключевой внешний партнёр Минска, от которого во многом зависит структура нашей экономики, для нас таким и останется. Всё остальное – вопрос точности формулировок.
При этом «братское государство» и «братский народ» – понятия всё же разные. Потому, наверное, какие бы сложности не были между Беларусью и Россией, они, как правило, решаются на уровне глав государств. А уже кто в правительстве или в иных структурах лоббирует альтернативную точку зрения, это вторично. Александр Лукашенко, как известно, завтра встретится с Владимиром Путиным в Кремле, чтобы окончательно решить вопросы, которые вроде бы уже решались, но процесс застопорился на стадии исполнения. При этом, подчёркивает Президент, всесторонний характер отношений двух стран имеет большое значение для обеих стран. Система, плановая основа и главное – выполнение договорённостей. Это то, на чём строится сотрудничество Минска и Москвы.
И это очень важная особенность отношений Беларуси и России, ведь процесс интеграции идёт на разных уровнях. Минск и Москва давно стремятся к Союзному государству – в этом направлении проделана большая работа, подписано много соглашений. Немало объединяющих документов принято в масштабе Евразийского экономического союза – они чуть другие, но тоже интеграционные. Да и в стандартных двусторонних отношениях мы всегда искали компромисс.
Вот те самые кадры подписания тех самых приоритетных направлений Союзного государства, июнь нынешнего года. Согласованная макроэкономическая, промышленная, бюджетная политика, углубление торгово-экономических отношений, выработка совместных мер по дальнейшему сокращению административных барьеров, изъятий и ограничений во взаимной торговле, либерализация условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, развитие объединённой транспортной системы и формирование единого топливно-энергетического рынка. Документ подписали лидеры стран. Схожие цели и в интеграции по линии ЕАЭС, и в прямых переговорах Минска и Москвы. Но вернёмся к Союзному государству.
В декабре (а, напомним, президенты судьбу Союзного государства до 2022 года определили в июне) на союзном Совмине риторика была чуть другой. Дмитрий Медведев тогда обмолвился, мол, есть два сценария интеграции, один из которых, цитата, «более тесный». Хотя, конечно, все понимают, что вопрос не в этом, а в так и не решённых двух вопросах. Первый – цена на газ.
Второй ключевой вопрос – налоговый манёвр и его компенсация – Президент уже затронул. Ещё раз обозначим, что такое «налоговый манёвр». Беларусь была освобождена от выплаты вывозной пошлины на российскую нефть, а она немаленькая – 30%. Но Москва меняет свою формулу экспорта энергоресурсов: вывозная пошлина к 2024 году вообще будет постепенно отменена, а вот налог на добычу нефти в это же время повысится на приблизительно ту же сумму. Российский бюджет ничего не теряет – нет разницы, кто платит – свои добывающие компании или экспортёры, а белорусский – уходит в минус: вывозная пошлина теперь будет включаться в стоимость барреля. Конечно, структура доходной части бюджета – и правда суверенное дело России. Но, получается, Минск и Москва договаривались на интеграцию и во многом шли на уступки: мы – в транзите, они – в освобождении от пошлины. Теперь, как сказали бы юристы, договор претерпевает существенные изменения.
Причём чиновники, пожалуй, даже с собой в папках и портфелях принесли документы, в которых – ответ на вопрос. Ведь «как двигаться дальше?» прописано и в Договоре о Союзном государстве, и в соглашении о принципах ЕАЭС, и во многих других документах. Да и президенты ведь даже в этом году интеграцию обсуждали и в Питере, и в Минске, и в Сочи. Теперь вот на очереди – Москва. По газу, впрочем, уже договорились, пусть он и вдвое дороже, чем для внутренних покупателей в России. Но цены на газ и нефть в переговорах всегда связаны.
Почему остановилось, спрашивает Президент? Да даже на недавнем Союзном Совмине в Бресте, почему так и не договорились, если есть генеральные соглашения между лидерами стран? Этот вопрос обсуждался уже за закрытыми дверями. Впрочем, по составу участников совещания можно предположить, что форма компенсации действий от налогового манёвра для Минска неважна: будет это прямой межбюджетный трансферт, или это будет снижение цены на газ, или ещё что-то. Принцип один – не ухудшение для нас условий по суммарно всем ранее заключённым договорам. А в целом – выход на равные экономические условия для белорусских и российских или по-другому – союзных предприятий. С этим делегация Беларуси завтра отправится в Кремль. Впрочем, все понимают, что ключевыми будут переговоры двух президентов.
Подписывайтесь на нас в Telegram