Александр Лукашенко провёл рабочую встречу с госсекретарём Совета Безопасности и главой Администрации Президента

Обновлено
Александр Лукашенко провёл рабочую встречу с госсекретарём Совета Безопасности и главой Администрации Президента

После большого совещания с назначенцами Александр Лукашенко пригласил в рабочий кабинет госсекретаря Совета Безопасности и главу Администрации Президента, чтобы предметно обсудить решение российского правительства о закрытии границ. При этом Глава государства высказал удивление, которое, пожалуй, возникает у всех белорусов и у той части российского общества, которое хоть немного разбирается в геополитике. Между нашими странами нет границ. Что же тогда закрывает команда Мишустина? 


Президент обозначил, что это, конечно, дело наших восточных партнёров. Но раз они всё же партнёры – то можно было бы посоветоваться с Минском, который о таких новостях узнаёт из эфира федеральных телеканалов. Более того, Москва ещё недавно благодарила Беларусь за работу на внешнем контуре Союзного государства – мы грамотно обследуем всех прибывающих, раз уж взяли на себя функцию западного рубежа общей территории. Россия даже предлагала помощь – а потом вдруг поменяла видение. Почему?

Игорь Сергеенко и Андрей Равков на встрече с Президентом в цивильных костюмах, но всё же генеральские погоны – это не просто атрибут формы, призвание «защищать Беларусь» у них формировалось годами, задолго до назначения на новые должности на рубеже 2020-го. Впрочем, вряд ли бывшие замглавы КГБ и министр обороны тогда могли предполагать, с какими цифрами им предстоит иметь дело. Теперь в прицеле внимания не М-16 или АК-74, закрывают границы – из-за COVID-19. Это как раз тот случай, когда борьба с заболеванием может принести не меньше вреда, чем сам коронавирус. Если в 1990-х был в ходу термин «парад суверенитетов», то теперь впору вводить понятие «парад шлагбаумов». Вот и россияне –  перекрыли даже ту границу, которой, казалось бы, нет.

Не понимают смысла таких территориальных ограничений и эпидемиологи. Пока самый успешный опыт борьбы с коронавирусом показали Южная Корея и Сингапур, которые не закрывали ни с кем границы, даже с Китаем, а бросили силы на выявление конкретных случаев и их локализацию. По такому же принципу работают и белорусские врачи. Ведь на деле оказалось, что коронавирус к нам завозят, как правило, не иностранцы, а самые что ни на есть полноправные граждане страны.

Ирина Глинская, заместитель главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья: «Из тех случае, которые зарегистрированы, из завозных случаев только один случай был, который приехал, то есть не гражданин, остальные завозные случаи – это граждане Беларуси, и в случае закрытия границ, мы бы не оставили этих граждан за пределами страны, мы бы все равно их приняли, потому что это нарушает любые и медицинские, и морально-этические принципы».

Допустим, Россия пойдёт до конца и решит не пускать домой даже своих собственных граждан. Но как это вообще можно сделать на практике, когда более тысячи километров белорусско-российской границы не то что не охраняются, а даже не отмечены пограничными столбами.  Да и что там говорить про западное от Москвы направление, когда на юго-востоке у России больше четырех тысяч километров слабо контролируемой границы с Китаем, через которую ходят тысячи незаконных мигрантов, не обращая внимания на опущенные за сотни вёрст шлагбаумы. Кстати, у Италии, где самое стремительное распространение вируса, с Китаем границы вообще нет.

Удивительно, но на фоне закрывающейся границы жалевшая ложку нефти Россия проявила неслыханную щедрость, отмечает Президент, – предложила направить в Беларусь три тысячи тестов на выявление коронавируса. Это, конечно, мизер на фоне уже проделанных у нас десятков тысяч тестов, но здесь важнее повод. Оказалось, что в России заметили успешный опыт белорусских медиков на западном направлении и решили «проспонсировать».  Ну так почему не усилить эту работу?

Пока не понятен принцип, по которому будут работать российские пограничники: если речь о гражданах третьих стран, то россияне и до этого их на свою территорию из Беларуси не очень-то пускали. Но если в Москве решат полностью закрыть транзит, то это уже грозит экономическим коллапсом во всём регионе.   

В любом случае, помимо экономических последствий, нужно учитывать и общественный резонанс. А он гарантированно будет мощным – по обе стороны закрытой границы. Напрашивается и еще один резонный вопрос. Что делать Беларуси, чтобы меры можно было назвать пропорциональными? Тоже закрывать шлагбаум?

Какими бы ни были предпринимаемые Беларусью действия, принцип был и остаётся один – в приоритете только те механизмы, которые работают не на показуху, а действительно на защиту здоровья людей и их интересов по обе стороны границы, пока другие не наиграются  со шлагбаумами.

Подписывайтесь на нас в Telegram