Александр Лукашенко провёл большое совещание по вопросам энергетики

Приближается время, когда заработает Белорусская атомная станция. И будущее использование избыточной электроэнергии Глава государства назвал отправной точкой при реформировании всего сектора.

Приближается время, когда заработает Белорусская атомная станция. И будущее использование избыточной электроэнергии Глава государства назвал отправной точкой при реформировании всего сектора. Решение этого вопроса пока открыто, поэтому план конкретных действий – задача правительства.

Энергоблок на ТЭЦ-5 – один из самых передовых в стране. Проект японский. Особенность – в необычной, но очень эффективной конструкции турбины. Она вращается и за счёт сгорания газа, и благодаря давлению пара, который при этом образуется – а это дополнительная энергия. 

Эффективный энергоблок – это и большая мощность. Так, одна турбина может обеспечить электричеством 400 тысяч трёхкомнатных квартир (или примерно город-миллионник).

Это лишь одни из сотен примеров глобальной модернизации энергосистемы Беларуси. Меняли оборудование, трубы, технологии, оптимизировали работу. За пять лет вложили около $1 миллиарда инвестиционных кредитов. Отдача  весомая. 

Удельный вес топлива (как правило, газа) на производство 1 киловатта электроэнергии снизился на 24 грамма. В масштабах страны это ежегодно позволит экономить более полумиллиарда долларов. К тому же стали меньше терять энергии в сетях. Технологический расход сократили больше чем на 1%. В итоге себестоимость киловатта снизилась почти на 30%. Это позволило сохранить тарифы для населения на уровне стран ЕАЭС и снизить их для предприятий. Некоторым энергоёмким заводам расценки уменьшили сразу на треть. 

Судьба белорусской энергетики – на особом контроле Президента. Ведь от этой сферы зависит будущее страны и быт буквально каждой семьи. Сегодня белорусы платят за киловатт-час примерно 5 центов. Поляки – почти в три раза больше. В Латвии электроэнергию населению продают по 18 центов. Немцам приходится раскошеливаться по 32. Чуть меньше, чем белорусы, платят россияне. При этом мы, в отличие от наших восточных соседей, не обладаем огромным запасом полезных ископаемых.   

Белорусские предприятия пока платят примерно вдвое больше, чем физические лица. Это отражается на себестоимости продукции, но чрезмерную нагрузку с промышленников постепенно снимают. Пока, в основном, за счёт модернизации энергосистемы, но вскоре в стране появятся излишки электричества. 

По структуре и сложности энергосистему можно сравнить с мозгом человека. Линиями электропередачи, будто нервными волокнами, покрыта вся страна с выходом к соседям. Тепловые сети как вены длиной более 7 тысяч километров. Протяжённость электросетей – 277 тысяч. Этого бы хватило, чтобы семь раз опоясать нашу землю по экватору. 

«Белэнерго» – это объединение 30 организаций (включая 6 энергоснабжающих) во всех областях. Сюда же входят и производственные предприятия, и ремонтно-наладочные заводы, научно-исследовательские и проектные организации и даже учреждения образования. В энергетической системе задействовано 65 тысяч человек. 42 ТЭЦ, 25 ГЭС, одна ветроэлектростанция. Суммарная  мощность энергии – 9 тысяч мегаватт. Для сравнения – атомная станция будет вырабатывать около 2,5 тысяч. Всё это – 90% мощности всех энергоисточников в Беларуси. Но, например, одна из крупнейших солнечных электростанций в стране входит в оставшиеся 10%. И там, в основном, частный бизнес. 

Сергей Свиридов, главный инженер частного предприятия: «Самое главное – это экологически чистая электроэнергия, которая не требует никаких затрат. Если бы эта электроэнергия выработалась на газу, то за год экономия примерно 3 миллиона кубов природного газа». 

Площадь парка – 50 гектаров (почти 100 тысяч фотоэлектрических панелей). Это как 30 футбольных полей. После Чернобыльской аварии эти земли вывели из сельхозоборота. Мощность станции – около 20 мегаватт в час, и всё – на продажу в общую сеть. Этих объёмов достаточно, чтобы полностью закрыть потребности сразу трёх районов – Брагинского, Хойникского и Лоевского. Проект реализовали после многочисленных исследований: Брагин оказался самым солнечным городом в регионе – здесь наибольшая продолжительность светового дня и минимум осадков. Срок окупаемости – всего пять лет. Станция буквально перезапустила экономику района. 

Пётр Романюк, заместитель председателя Брагинского райисполкома: «Эта станция даёт району 9,2% в бюджет района. Это в виде налогов, прибыли на недвижимость, на землю». 

Но все солнечные батареи в стране меркнут на фоне мощи главного объекта «зелёной» энергетики –  Белорусской атомной станции. Если уже сейчас страна полностью обеспечивает себя электроэнергией, то после ввода АЭС у нас будет огромный переизбыток. А значит, вместо импортных газа и нефти нужно использовать собственную чистую энергию. 

Оценив предложения, Президент  поручил досконально проработать план будущей энергосистемы, чтобы потом правительство не вносило спешно поправки. Причём любое изменение должно быть обосновано экономически. На то, чтобы учесть замечания, Александр Лукашенко отвёл месяц. Предложил привлечь независимую экспертную группу. Для объективности нужен взгляд со стороны. 

Вице-премьер Игорь Ляшенко стал не только внеплановым докладчиком на совещании, но и вышел с результатами к журналистам. И хотя пазл окончательной картины будущей энергосистемы пока не собран, на вопрос, где использовать электричество, несколько ответов уже есть. 

Игорь Ляшенко, заместитель премьер-министра Беларуси: «С 1 января будет принят нормативно-правовой документ, где уже в строящемся жилье будут применяться электроплиты. Соответственно, при последующей модернизации жилья они тоже будут использоваться. Это будет даже дешевле по сравнению с газовыми плитами за счёт уменьшения стоимости расходов на коммуникации и их содержание».

Внушительную долю «зелёной» энергии заберёт транспорт – электробусы, электромобили. Их доля будет стремительно расти. Но ключевые потребители – белорусские заводы, которые пока в основном  работают на газе. 

Игорь Ляшенко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Одно из таких предложений заключается в том, чтобы по мере того, как у юридических лиц будут изнашиваться собственные генерирующие мощности, не восстанавливать их, а за счёт прироста общих мощностей (в том числе от ввода АЭС) предлагать льготную ставку тарифа. Ещё один вариант, который рассматривается, касается населения – в части подогрева воды в ночное время. То есть уходить от подогревания газом и переходить на использование электроэнергии. В ночное время применять сниженный тариф. Сумма достаточно значительная».

В Западной Европе электроэнергия для обогрева помещений и подогрева воды используется практически повсеместно. Теперь это – часть глобальной концепции и для страны в самом центре Европы. Готовый план межведомственной группы должен лечь на стол Главы государства уже в конце первого квартала 2019 года. 

Подписывайтесь на нас в Telegram