Александр Лукашенко принял участие в Республиканском педсовете. Главные тезисы

Разговор получился острым и откровенным

Александр Лукашенко принял участие в Республиканском педсовете. Главные тезисы

Республиканский педсовет с участием Президента получился довольно острым и откровенным. Формат разговора в преддверии первого сентября – традиционный, но атмосфера была не проходного урока, а, скорее, контрольной. И задач в ней немало – слагаемые имиджа учителя, патриотизм как базис для всей сферы, потенциал экспорта услуг. Глава государства не только выслушал доклады – выступил и ответил на вопросы.


Начал доклад министр – в основном о том, как выполнено поручение Президента за 2021 год «перезагрузить систему образования». И вроде как действительно было перезагружено: школы стали готовить к учебному году весной, а не летом, довели до толку централизованный экзамен, внедрили новый формат профориентации. 

Еще Андрей Иванец говорил об обновлении учебников, об успешном сотрудничестве с заказчиками кадров, о семье, которая – главная в воспитании детей, об уроках трудовой дисциплины, которые важны, и о пересмотре членства в детских массовых организациях без формализма. Это все было хорошо, и речь министра участники педсовета встретили аплодисментами. 

Решать проблемы, а не отчитываться о достижениях  

Проблемы действительно есть: их нигде не может не быть, а собираются как раз, особенно на уровне Главы государства, чтобы решать проблемы, а не в очередной раз отчитываться о достижениях. Министр сходу назвал таких три: ставку нужно больше делать на воспитание детей, а не на еще большее обучение; престиж учительской профессии недостаточно высок; а в ученике нужно видеть не трудовой ресурс, а шире – человеческий капитал. 

А. Лукашенко: Недобор инженеров и специалистов сельского хозяйства – проблема страны 

Недобор инженеров и специалистов сельского хозяйства при этом, если следить за логикой Президента, а не ограничиваться одним лишь сегодняшним мероприятием – это проблема не столько вузов и Министерства образования, сколько страны в целом. Система школ и университетов – в Беларуси финансируется и поддерживается государством – для решения же тех задач, которые нужны государству. То есть если речь про 100 молодых ребят – хорошо, если у всех будет высшее образование и все будут действительно умными. Но нужно, чтобы образование у всех было такое, которое приведет их именно на те предприятия, где государству нужны умные выпускники. Это, в свою очередь, даст развитие производств, всей экономики и страны в целом. То есть Александр Лукашенко пытается достучаться – нужны нужные специалисты, а не любые. Юристы, философы и историки – тоже нужны, конечно. 

Президент: А как без инженеров будем? Юристы и историки ни электромобиль не создадут, ни атомную станцию не построят 

И Глава государства нацелил всех на предметную работу с главной целью – как еще больше интегрировать систему образования в реальную экономику страны, а пока она интегрирована недостаточно. Если ради этого собрались – здорово, если просто формально прозаседать – а зачем?

Президент в эти неспокойные времена (а они неспокойные), кажется, пытается донести до всех в стране, а не только до педагогов. Что касается стратегических вопросов – Александр Лукашенко, конечно, все их решит и проблемы своего уровня разрулит. А вот проблемы уровня Министерства образования должны на уровне образования и решаться. Причем нельзя сказать, что в сфере все плохо – даже скорее наоборот. Но нужно смотреть шире и дальше. 

А. Лукашенко: Забудьте, что есть санкции 

Александр Лукашенко продолжил о сложностях на примере санкций, про которые он говорил, что их нет – но почему так говорил, потому что санкции – есть? 

И это ведь касалось далеко не только педагогов, а вообще всех в стране, и от того, как сработают все, не перекладывая ни на кого сверху свои обязанности, зависит будущее страны. Не нами создана эта ситуация, а особенностью нашего расположения – межу Востоком и Западом. 

Зал Дворца Республики крепко призадумался – очевидным стало, что поручений высшего уровня будет сегодня мало, а будет больше вопросов – что сделано для решения проблем? Начались доклады… И нельзя сказать, что призыв Президента говорить первично о проблемах был услышан на 10 баллов. 

Президент – о задержании Павла Дурова 

Все, что в ручном режиме – не системно, значит, в теории проблемно. И проблемы, если есть, чаще уж точно не в детях, а во взрослых. Особенно когда взрослые недостаточно прикладывают усилий для того, чтобы сделать необходимое для детей. 

Особенно это важно, когда касается молодого поколения. То, что некоторые сильно хотят за границу, считая, что там райский сад – кто виноват? Западная пропаганда – конечно, еще виновными называют чиновников, школы с университетами, телевизор и так далее. А по сути… Значит, все недоработали, если позволяем оболванивать через гаджеты наших детей. 

Решать проблемы нужно всем сообща, а не ждать, пока их решит Глава государства 

 Александр Лукашенко прямо говорит, что решать проблемы нужно всем сообща, а не ждать, пока их решит Глава государства. Далее уже был его доклад – как всегда, предметный, о том, как важна сфера, какие бывают в ней проблемы, от очередей при поступлении до школьной формы, как государство только за 3 года направило в сферу 3 миллиарда рублей, построено и отремонтировано 73 учреждения плюс добавятся еще 9 до конца года, школам купили аж 700 автобусов, везде есть доступ к любым информационным ресурсам. Государство взамен просит очень понятное, и это то, о чем говорится на любом совещании во Дворце Независимости. 

Без качественной системы образования, ориентированной на реальный сектор, прорывных идей в реальном секторе не будет – это очевидно, но и очевидно, что так быть не должно. Проблемы и сложности есть – то заказчики кадров недорабатывают, то школы с университетами, то и те, и другие. Но система должна работать, лучший выпускник должен приходить на лучшее госпредприятие для лучшего КПД для страны. Со своей стороны, государство поможет и ростом зарплат, и жильем.  

А. Лукашенко: Никуда не годится, что прокуроры и госконтроль чаще ходят по отдельным школам, чем начальники от образования 

Александр Лукашенко понимает – времена поменялись, меняться надо и педагогам. Гаджеты – зло, конечно, но если ими неправильно пользоваться. А технологии – всегда в помощь, если справиться с ними. Дети другие? Тоже понятно. Как и родители.

Будет тяжело, но очень интересно – а еще очень нужно для страны и на будущее. Президент обрисовывает пять пунктов стратегии того, как будет модернизироваться система образования. 

«Должны» – это не всегда звучит на таких совещаниях вместе со «спасибо», но тем не менее. Обсуждали, конечно, сегодня многое, но это и внутрисистемные вопросы, которые резонно подробно обсуждать уже после принятых решений. 

Президенту по итогу вручили и подарки – обновленные пособие по философии и учебник по истории. А по сути – подарили Президенту выполнение его же распоряжения. Что хорошо, конечно, и таких бы подарков побольше от всех. Но еще лучше, чтобы выбор подарка был как можно чаще – для самих дарящих. Сейчас – так надо. 

Фото: пресс-служба Президента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
География:
Беларусь