О внешней политике, отношениях с Россией и будущем Беларуси – Александр Лукашенко ответил на вопросы журналистов

О внешней политике, отношениях с Россией и будущем Беларуси – Александр Лукашенко ответил на вопросы журналистов

Журналисты поговорили с Президентом на самые острые темы. Здесь и отношения со странами Балтии и к их санкционному списку, и возможность сохранения многовекторной внешней политики. Попросили Александра Лукашенко и прокомментировать то, что накануне в страну не смог въехать глава католической церкви. Президент пообещал детально разобраться в вопросе. 


Не только молодёжь, никто не хочет откатиться назад. Отвечая на вопрос о санкциях, Президент сразу объясняет, куда ведут «альтернативные пути», по которым предлагают развиваться стране. Беларусь не заинтересована в ответ закрывать границы. Но экономику всегда можно перенаправить и на этом заработать. Что касается людей, страны Балтии накануне опубликовали список невыездных белорусов, в нём 30 фамилий.

Алексей Волков, корреспондент Агентства теленовостей: «Полный мой тезка там есть, поэтому меня все спрашивают, почему я не въездной больше. Хотелось бы услышать ваше мнение и отношение к тому, почему соседние государства так с нами поступают?»

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я бы не хотел, чтобы Беларусь была в этой роли. Беларусь тоже может закрыть границу под Брестом, и грузы как пойдут в Китай? Мы не будем просить, чтобы пустили, мы попробуем решить это экономически. Это дорого будет, конечно, немножко будет невыгодно. Но мы можем договорится с россиянами и отбить объемами. Порты Балтики не загружены. Ну ещё полмиллиона людей уедут из Литвы, пусть у них ещё полмиллиона человек из Литвы уедет. И они своему народу пусть объяснят. Как это у них населения стало в два раза меньше. Если Украина, богатейшая страна, после того, как взяла курс на Запад – стало только хуже. Путин у меня спрашивает: «"Ты на Байкале был?" "Нет". А это же красиво. А в Китае, Индонезии, Вьетнаме сколько мест. Если мне нужно будет, я в Литве побываю без разрешения их великих лидеров».

Ответил Александр Лукашенко и на вопрос, который сегодня интересует белорусских католиков. Почему Тадеуш Кондрусевич не может вернуться в Беларусь из командировки в Польшу? Президент заверил: к церкви и конфессии государство относится с большим уважением, но нужно четко разделять роль главы католической церкви для верующих и его вмешательство в политику.

Евгений Адашкин, корреспондент телеканала МИР: «Ни пограничники, ни другие ведомства пока не комментируют, но все понимают, что дело серьезное, у вас наверняка есть полная информация».

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Не скажу, что полная. Она меняется, мы изучаем вопрос. Этот господин выехал для консультаций в центр под Варшавой, получил определенные задачи. Он возвращался и попал в этот список. Там полтора миллиона невъездных. И не только он один. Просто более известная фигура. Мы начали изучать. Он попросил у нас гражданство. Он получил (Президент подписал), скрыв, что у него было гражданство, может, не одно. Мы изучаем вопрос. Он имел российское и польское. Нам не важно, главный католик, или главный православный, или мусульманин, – должен жить по закону. А ты лезешь в политику и тянешь за собой прекрасных людей, наших католиков, ну чего ты ждёшь. И вот этот фейк про Красный костел. Что вроде как там верующих заблокировали. Я у омоновцев спросил, как было. Они говорят: мы их охраняли, чтобы эта толпа не ринулась туда. Они ж хорошее дело делали. А как это выкрутили? Путь к церкви у каждого белоруса должен быть. Это святое для меня. Это все пройдет, хождения, слова, что нас миллион. Если бы их был миллион – мы бы уже сейчас не разговаривали».

По закону будут оцениваться и действия бывших госслужащих. Тех, кто после выборов вместо решения проблем неожиданно решил «сменить» курс. По словам Александра Лукашенко, он уважительно относится к идейным оппозиционерам. К стихийно появившимся – нет.

Константин Придыбайло, корреспондент телеканала RT (Россия): «Как бы вы назвали людей, которые работали с вами десятки лет, сейчас они по ту сторону?»

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Они же всегда были такими. Я знаю, о ком ты, яркая личность. Он же сам просил: хочу в правительство, пожалуйста. Потом: нет, хочу послом в Европу, Францию – пожалуйста. Потом: нет, хочу Купаловским руководить – и тут пожалуйста. Я всегда к нему очень по-отечески относился. Потом показалось, что власть наклонилась или будет вообще другая, и он туда побежал. Это не мать ему очи открыла. Слушайте, за четверть века такие случаи были. Немного. Поэтому можно ноги вытереть и пойти. Но там разобрались. Их же черная сотня. Там не хватает, а тут ещё он. Красную линию он перешёл, Конституционный суд заявил, что это неконституционно. Есть и другие ярые националисты. Я их уважаю. Они никогда не менялись. Бизнесмены, которые просили землю, вот уже там. Я только за одно беспокоюсь, чтобы вот эти, которые придут, не начали страну резать. То, что было в Украине – цветочки. У нас – ягодки. Вот что меня беспокоит. Не власть. Я так хочу отдохнуть, вы даже не представляете».

Поинтересовались журналисты и многовекторной политикой. Не поменялась ли позиция Беларуси в связи с последними событиями?

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «В России этот вопрос как рассматривают: Лукашенко отвернулся – и на Запад. Давайте на конкретном примере. Газ для Германии был по 97, у нас – 174. А обещали цену, когда трубу продали, как в России. Мы чернобыльская страна. Мы и Брянская область больше всего пострадали. Вы у нас старшие братья, ты правопреемник Советского Союза, но так не только выгоду получай – и беды младшего брата возьми. Ну им хотя бы газ дай подешевле. Да, я проводил многовекторную политику. И надо было, чтобы нас на Западе бабахнули по башке, чтобы мы очнулись. Я год или полтора назад сказал: будем спиной стоять и отстреливаться. Вы нас называете партнёрами, а не братьями. Мы сегодня братья, и это урок. Мы сохраним общее отечество от Бреста до Владивостока».

Общий вывод из общения с прессой: курс на благополучие страны, на эффективную работу экономики не меняется. Могут поменяться партнёры. И то – всё это временно. Ход исторических событий не идеален, но Беларусь не должна управляться извне – это бесспорно. Именно на этом должна стоять не только нынешняя власть, но и те, кто живут в стране и живут интересами страны, а не дают советы со стороны.

ФОТО: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram