Президент дал сегодня интервью главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову. Александр Лукашенко ответил на самые острые вопросы в отношениях Беларуси и России. Например, интеграционные карты различные силы пытаются разыгрывать в своих интересах, периодически вбрасывая информацию о том, что в планах якобы есть наднациональные структуры. Глава белорусского государства сегодня расставил все точки над «i». Развитие союзных отношений не влечет за собой утрату суверенитета. Разговор на эту тему исключён из повестки ещё на переговорах в Сочи.
Президент считает, что развивая белорусско-российскую интеграцию, очень важно работать в спокойном ключе. За каждым шагом должна быть конкретная экономическая выгода. Однако зачастую происходит обратное. Александр Лукашенко обратил внимание, что доля белорусского импорта на российском рынке с 2000 года упала наполовину. Есть вопросы по нефти и газу. Цены на энергоносители используются как рычаг давления, и Минск вынужден прорабатывать альтернативные поставки из других стран. При этом Президент напомнил, наша страна выступает военным форпостом России. И союзникам об этом точно не стоит забывать.
«Эхо Москвы» – одна из самых цитируемых российских радиостанций. Аудитория по большей части – обеспеченные москвичи старше 40 лет, хотя вещает станция и в российских регионах. В любой точке планеты «Эхо» можно слушать и смотреть через интернет. Так что потенциальная аудитория у интервью – десятки миллионов человек. Алексей Венедиктов – известный журналист, работающий на «Эхе» 29 лет. Начинал корреспондентом, довольно быстро (по журналистским меркам) стал главным редактором – в 1998-м. По свежим исследованиям одного из журналов, Венедиктов – самый цитируемый российский журналист этого года. На его слова ссылались почти 144 тысячи раз.
Пышные кудри, клетчатая рубашка и жилет – фирменный стиль Венедиктова. Ему он не стал изменять. Некая неформальность передастся и беседе. Пожалуй, так откровенно и местами даже провокационно на тему белорусско-российских отношений с Александром Лукашенко ещё никто не говорил.
Если из колоды убрали 31-ю карту, то неужели кто-то в России блефует? Политику смешивают с экономикой – и от этого коктейля вполне может закружиться голова. Президент подчёркивает: это ведь Россия всегда была инициатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Беларусь, принимая эти предложения, рассчитывала только на одно – жить станет лучше. Само положение Беларуси – на карте ли, на политической ли арене – диктует осторожность во всём.
О возможных угрозах суверенитету – Венедиктов то так, то эдак, но Александр Лукашенко стоит на своём: с сильной экономикой страну не пошатнуть. А если уж и говорить об угрозах военного толка, то агрессии со стороны России Беларусь не ждёт. А сама, случись что, готова подставить плечо.
Накануне интервью Венедиктов подчёркивал: в России информационный голод. Там следят за переговорами двух президентов, но всё никак не поймут, чего добивается Минск, чем руководствуется Александр Лукашенко. Президент даже в какой-то момент попросит принести справку, которую готовили к питерским переговорам. Там – полная выкладка: кто, кому и за сколько.
Впрочем, Александр Лукашенко сам просит не сводить братство народов к бухгалтерии. И всё же очевидно: Венедиктов совсем не прочь поговорить о цифрах. Раз так, то президент приводит примеры, ставшие хрестоматийными. Здесь и 10 миллионов россиян, которые работают на предприятиях, завязанных на белорусский рынок – с семьями все 40 миллионов. Две российские военные базы, за которые Москва не платит. И в то же время отрицательное для Минска торговое сальдо. В этом году Беларусь на 9 миллиардов долларов больше купит у России, чем продаст. Суммарный дефицит с 2000-го – 120 миллиардов долларов.
Увы, но в Беларуси помнят, как под Новый год перекрывался газовый вентиль, как приходилось в срочном порядке искать нефть. Как говорится, кто былое помянет… Но ведь это и заставляет Минск держать в уме разные варианты. Президент вспоминает, на каких условиях создавали Союзное государство. Это тогда надо было говорить о единой валюте и наднациональных органах, а не сейчас.
Дом не строят с крыши, но время ушло. Выросли целые поколения, для которых СССР как общий дом, как одна большая страна – пустой звук. После этого главред «Эха» ненадолго, но переключится с разговора об интеграции. Спросит Александра Лукашенко о возможности введения моратория на смертную казнь. Но позиция Президента Беларуси хорошо известна: не его воля, что на референдуме проголосовали так. В беседе несколько раз коснутся Украины. А ещё – спорт, отношение к допингу. Кстати, Александр Лукашенко не против, чтобы белорусские и российские атлеты выступали под единым флагом – вот это был бы поворот в Союзном государстве! Как отец 19-летнего сына спросит Алексей Венедиктов и о воспитании младшего сына Президента.
Может быть, когда-нибудь Союзное государство станет единым и неделимым. Может быть. Когда-нибудь. Но только если к этому придут народы двух стран. Никаких иных условий для этого Александр Лукашенко не видит.
Вот так, где-то шутя, а где-то и довольно жёстко Президент в деталях объяснил свою позицию относительно будущего интеграции. После главный редактор «Эха» скажет: «Как журналист я никогда не бываю доволен на 100%, но я получил ответы на все вопросы».
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» (Россия): «После событий Сочи и Петербурга информация с белорусской окраской не утекала вообще. Вице-премьер что-то сказал – 10 секунд, посол что-то сказал – 15 секунд. То есть для российского зрителя было непонятно, в чём спор. Вот есть позиция российская, а где позиция белорусская? Критично не хватало информации или оценки белорусской стороны. Чтобы понять – нужно видеть две стороны».
Пожалуй, после этого интервью в России если и не примут белорусскую позицию, то её поймут. По крайней мере, те, кто искренне хотят услышать, а не делают вид, что слушают. И если уж интеграция и похожа на шахматную партию, то будем считать, что сегодня сделан ход конём.
Подписывайтесь на нас в Telegram