Альбом эскизов Леона Бакста к балету «Спящая красавица» доставили в Минск

​В Минске считали Бакста: 54 отпечатка эскизов художника к балету «Спящая красавица» пополнили коллекцию «Арт-Беларусь». Это масштабный проект по возвращению на Родину работ наших всемирно известных земляков, таких как Ванькович, Сутин, Шагал.

В Минске считали Бакста: 54 отпечатка эскизов художника к балету «Спящая красавица» пополнили коллекцию «Арт-Беларусь». Это масштабный проект по возвращению на Родину работ наших всемирно известных земляков, таких как Ванькович, Сутин, Шагал.

1922-й – это год издания фолианта, купленного в Нью-Йорке у некого частного лица. Анонимность, включая цену, – классика жанра. Не того, в котором творил художник, рождённый в Гродно и пьянивший своей эстетикой весь мир искусства начала прошлого века.

Листать альбом лучше в белых перчатках. Ведь этих страниц точно касалась рука Леона Бакста. На титуле находим автограф «апостола модерна».

Подпись чернилами – оригинал. Есть заключение экспертов. Вне сомнений и подлинность авторства «Picasso». Его литография «Портрет Леона Бакста» – вводная в фолиант с цветными отпечатками эскизов к балету «Спящая красавица» легендарных «Русских сезонов» 1921 года.

Владимир Счастный, искусствовед, автор книги «Художники Парижской школы из Беларуси»: «Калі ў Лондане ці ў Парыжы арганізуюцца выставы яго твораў, гэта цэлая падзея. Гэта такая цвёрдая валюта ў мастацтве. Таму час ад часу ён з’яўляецца на аўкцыёнах».

До сих пор в стране значилась лишь одна работа Бакста. Тоже эскиз. Тоже к дягилевскому спектаклю – «Жар-птица». Новые линии снова приводят к проекту «Арт-Беларусь» – это возращение нации своего, по праву истории.

Виктор Бабарико, председатель правления банка: «Пока мы будем прибыльные, мы будем тратить деньги на проекты, связанные с поддержкой культуры. В теме Бакста нам бы очень интересно, конечно, в 2015 году найти живопись».

Сейчас раритет на спецхранении в запасниках Национального художественного. Музей давно ведёт переговоры с французскими потомками мэтра. Даже готовы сменить под Бакста часть постоянной экспозиции.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Будзем з задавальненнем браць гэта, па-першае, на часовыя выстаўкі і, канешне, на дзепазіт. Значэнне не мае, з чыёй гэта калекцыі: дзяржаўнай ці прыватнай. Самае галоўнае, каб былі дастойнага мастацкага ўзроўня творы».

Через год исполнится 150 лет, как родился Бакст. Но уже сегодня думают: как экспонировать альбом? Пусть наш экземпляр 459-й из 500. Однако он один из немногих, на котором оставил росчерк наш художник Серебряного века.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска