В конце мая в Беларуси проходят выпускные вечера. В столичном колледже искусств накануне вручили дипломы выпускникам – будущим художникам, музыкантам и скульпторам. Для них это и радостный, и ответственный период одновременно: как быть востребованным, выйдя из альма-матер? Большинство творческих людей с профессией определяются ещё в юности, а вот реализоваться во взрослой жизни получается далеко не у всех. Все профессии важны. Но все ли профессии нужны?
В его руках поддаётся даже камень. А из глины рождаются исторические сюжеты. Яну Левше – 18, сегодня он выпускник. Профессию скульптора, признаётся, выбирал по зову сердца.
Ян Левша, скульптор, выпускник колледжа искусств им. И.О.Ахремчика: «Это мне нравится больше всего, можно воплощать монументальные задумки, по смыслу и виду передавать важные понятия своим потомкам. Это как тяжёлая артиллерия. Скульптура – это единственное направление, где можно воплотить себя во времени».
Работы Яна уже сегодня выставляются в белорусских галереях. Он заканчивает диплом и, конечно, мечтает о всенародном признании. Правда, пока бы в вуз поступить. Но оказалось, Академия искусств в этом году прекратила набор на специальность «скульптура». Такие специалисты, мол, штучный товар.
Александр Шапо, скульптор: «Не знаю, что повлияло на такое решение. Я за то, чтобы человек учился не один год и был полупрофессионалом и не освоил до конца программу, а чтобы обучение было достаточно развернутым, когда он превратится как раз в то, о ком говорим, Человека искусства, несущего искусство и культуру».
Столичной гимназии-колледжу имени Ивана Ахремчика – более 50 лет. Большинство известных деятелей культуры – выходцы из этих стен. Нынешний выпуск – около 80 человек. Половина – будущие скульпторы, художники, музыканты. Только вот многим ли суждено состояться? Вопросом задаются и в министерских кабинетах.
Михаил Журавков, министр образования Беларуси: «Мы правила приёма в следующем году немножко подкорректируем, чтобы можно было поступать на смежную специальность, для того чтобы дальше перепрофилировку сделать во время учёбы. Мы с Минэкономики и Министерством труда серьёзно занялись вопросом по наличию рабочих мест».
В Большом театре проблемы с трудоустройством молодёжи не видят. Главная сцена страны ежегодно даёт возможность закрепиться выпускникам и молодым специалистам. Для этого им нужно всего лишь… быть лучшими.
Владимир Рылатко, первый заместитель генерального директора Национального Академического Большого театра оперы и балета: «Сегодня требования к артисту оркестра таковы, что он должен сыграть весь мировой репертуар. Должен быть способен сделать это достаточно быстро, хорошо, технично, с большим чувством стиля. Такое пришло время. Очень высокие требования. Но я думаю, что нашу молодёжь нам удаётся отправлять в искусство».
Мария, выпускница того же колледжа искусств, требовательна, прежде всего, к себе. Белорусскими цимбалами она овладела, а на очереди – венгерские! Ведь совершенству, как известно, нет предела. Главное – остаться в искусстве.
Мария Щуцкая, выпускница колледжа искусств им. И.О. Ахремчика: «В прошлом году я ездила на конкурс в Чехию, единственная девушка от Беларуси в своей группе. И когда я услышала звучание этого инструмента, посмотрела, как он выглядит, поняла, что хочу и буду на нём заниматься, не смотря ни на что, потому что это действительно интересно. Это инструмент международного уровня».
По статистике 50% людей, получивших творческие профессии, к 30 годам кардинально меняют свою специальность. Музыканты становятся администраторами, художники – бухгалтерами. Одни по причине недостаточной самореализации и творческого выгорания, другие и вовсе из-за обычного разочарования. Тот успех, о котором грезили в юности, так и не пришёл.
Об успехе Ян, конечно, мечтает, но сейчас всё же больше желание продолжить учёбу. Наберёт ли Академия курс скульпторов в следующем году, неизвестно. А талант – отнюдь не повод для отсрочки службы в армии. Повестку из военкомата ждёт и Ян.
Подписывайтесь на нас в Telegram