Агитация кандидатов в президенты активно проходит в Беларуси

​До выборов ровно две недели (это до основного дня голосования), досрочное начнётся уже 6 октября. По последним данным социологов, на избирательные участки намерены прийти 86% белорусов. А в сельской местности и вовсе почти 97%. И это притом, что основная агитация развернулась в крупных городах и столице – здесь больше пространства для манёвра.

До выборов ровно две недели (это до основного дня голосования), досрочное начнётся уже 6 октября. По последним данным социологов, на избирательные участки намерены прийти 86% белорусов. А в сельской местности и вовсе почти 97%. И это притом, что основная агитация развернулась в крупных городах и столице – здесь больше пространства для манёвра.

Народные песни, викторины, возможность оставить наказ кандидату. Пока действующий Президент исполняет свои непосредственные обязанности, за Александра Лукашенко агитируют его доверенные лица и представители сразу трёх организаций – Федерации профсоюзов, общественного объединения «Белая Русь» и Белорусского республиканского союза молодёжи. Впрочем, пикеты – форма, скорее, имиджевая. Основной упор в штабе кандидата Лукашенко делают на прямое общение с избирателями: встречи с молодёжью и трудовыми коллективами, а также работу общественной приёмной.

Бессменный лидер либерал-демократов, Сергей Гайдукевич на пикетах всегда в окружении многочисленной команды однопартийцев. Избирателей стараются брать в кольцо – шансов уйти без листовки или календаря у прохожих практически нет. Агитационные речи, как правило, под музыкальный аккомпанемент. Позади свыше 150 пикетов и встреч, в оставшиеся две недели в штабе Гайдукевича рассчитывают провести ещё не менее 300. Сам кандидат щедро раздаёт интервью, признаётся, что ни в одну из предыдущих президентских кампаний (а эта для него уже четвёртая) такого внимания со стороны прессы не ощущал.

Сергей Гайдукевич, кандидат в Президенты Республики Беларусь: «Впечатлён вниманием прессы, чувствуется большая обратная связь от людей, особенно за пределами Минска, поскольку в Минске все, как правило, спешат, но всё равно интерес есть».

Утренний кофе и вечерний поход в театр. Это не распорядок дня, а часть предвыборной агитации Татьяны Короткевич. Все пикеты – тематические. В штабе кандидата стараются максимально разнообразить кампанию. К примеру, на этой неделе за право сходить в театр с кандидатом в президенты Короткевич минчанин Артём заплатил на благотворительном аукционе Br25 миллионов. Средства пойдут на строительство детского хосписа.

Татьяна Короткевич, кандидат в Президенты Республики Беларусь: «Благотворительность – это часть моей агитационной программы. Для меня это важный пункт, я считаю, что помогать людям это – хорошо. И главная задача государства – это помогать людям. Во время сбора подписей мы помогали людям в городе Гродно собирать книги для новой библиотеки. Сейчас поможем строительству детского хосписа. А в будущем посмотрим».

Классические пикеты и встречи с избирателями. Николай Улахович, по оценке экспертов, пожалуй, самый консервативный из кандидатов. Лидер белорусской патриотической партии и казачий атаман ностальгирует по СССР и собирается в случае победы воспитывать современную молодёжь исключительно советскими методами.

Николай Улахович, кандидат в Президенты Республики Беларусь: «Я получил какие-то открытые ворота. И прошёл в них спокойно. Я думаю, что в другой раз так не получилось бы. Поэтому сейчас, когда я начинаю говорить, что я за Россию, за Союзное государство, и что я хочу построить в Беларуси государство, похожее на российское, я не кривлю душой, это моя личная идея. И это разница между мной и действующим Президентом».

Эксперты констатируют: несмотря на различие во взглядах и подходах, во многом претенденты на президентский пост придерживаются схожих позиций. Так, например, все четыре кандидата в своих предвыборных программах выступают за независимость, мир и порядок в стране, оптимизацию госаппарата и расширение полномочий местного самоуправления.

В экономике обещают побороть инфляцию, привлечь инвестиции, а также поддержку малому и среднему бизнесу. Но одно дело обещать и совсем другое – обозначить реальные пути решения проблем в современных условиях. Для этого одной лишь критики недостаточно, нужен опыт. На этой неделе завершились выступления кандидатов в радио- и телеэфире. Трое из претендентов на президентский пост – Сергей Гайдукевич, Татьяна Короткевич и Николай Улахович – пообщались с европейскими дипломатами. А во вторник сразу две миссии наблюдателей – Содружества Независимых Государств и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ – опубликовали первые промежуточные отчёты.

Наблюдатели от СНГ, в частности, отметили, что в Беларуси созданы все необходимые правовые и организационно-технические условия для международного наблюдения за выборами, что свидетельствует об открытости и прозрачности избирательного процесса.

Сергей Лебедев, глава миссии наблюдателей от СНГ за выборами Президента Республики Беларусь: «Наши наблюдения показывают, что сейчас избирательная кампания идёт в строгом соответствии с законодательством. Мы внимательно следим за этим».

Миссия ОБСЕ, в свою очередь, отметила позитивные шаги власти и успешные новшества нынешней электоральной кампании. А также обратила внимание на открытость предвыборной атмосферы. Вместе с тем европейские наблюдатели констатировали, что избирательная кампания проходит преимущественно незаметно. Впрочем, в самой миссии утверждают, что в отчёте содержатся только факты, какие-либо оценки будут даны только по итогам выборов.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Кнутова
Операторы:
Леонид Чумаков