А сколько в тебе мудрости или глупости? Проверить можно на спектакле «Мудромер» в РТБД

А сколько в тебе мудрости или глупости? Проверить можно на спектакле «Мудромер» в РТБД

Республиканский театр белорусской драматургии. Семь часов вечера. В зале нет свободных мест. На сцене вот-вот начнётся сатирическая комедия «Мудромер».


Более взрослому поколению, скорее всего, название будет знакомым. Ведь пьеса была написана ещё в советские времена белорусским драматургом Николаем Матуковским.

Сатира, драма, комедия, – все эти жанры сочетаются в одном спектакле. Итак, гаснет свет и только один прожектор освещает сцену, на которой зритель видит огромных размеров офисный телефон, пресс-папье, перекидной календарь и ручку Parker с человеческий рост. Это офис Министерства согласований. Гротеск начинается.

 

И как вы уже понимаете, согласовывать там будут всё. Начиная от «спать детям в школе или не спать» и до отношений с неравнодушными к министру коллегами.

Может, режиссёр Александр Гарцуев и оставил сюжет прежним, но он попытался перенести всё в наше время. И тут становится не по себе, ведь всё осталось таким же. Проблемы у поколений не меняются, а меняются «декорации».

По сюжету немолодой изобретатель Мурашко всю жизнь потратил на создание одного лишь аппарата «Дуромер», который и хочет запустить в массовое производство. И работать он будет так: измерять человеческую глупость. А результат будет озвучиваться музыкально: от «Танца маленьких лебедей» Чайковского из «Лебединого озера» до арии из оперы «Князь Игорь» Бородина. При этом есть несколько делений шкалы: человек может быть гением, талантливым, нормальным, дураком или полный Д. Какая-то волшебная шляпа из «Гарри Поттера» получается. И вот тут начинается самое интересное. А нужен ли такой аппарат в стране и что делать с теми людьми, у которых стрелка остановится на слове с первой буквой «Д», ещё хуже если будет полный Д. И тогда-то мудрому чиновнику Вершило и приходит мысль – переименовать аппарат в «Мудромер», чтобы все думали, что измеряется мудрость человеческая. Мнения коллег разделились. В этом и есть контраст ситуации, вроде мысль интересная, так можно контролировать людей, но человек – не схема. И тем самым чиновникам становится страшно, ведь они могут лишиться своего престижного места, если вдруг сами не пройдут испытание прибором.  

Всё, что будет происходить на сцене последующие два часа, можно охарактеризовать фразой «Быть или не быть». 

И вот уже в кабинет врывается смехотворно одетый парень с явной задумкой и выражением лица в стиле «Бинго!». Его изобретение готово сделать нашу жизнь лучше. А следом заходит и пожилая пенсионерка, мать-героиня (роль досталась заслуженной артистке Беларуси Татьяне Мархель), которую забыли дети и правнуки. И ей стыдно в этом признаться. Вот и пришла просить разрешить купить ей дубовый гроб, чтоб дети после её смерти в очередях не стояли. 

В спектакле очень чётко прорисованы все персонажи. У каждого из них есть свой характер, свои мысли, свои убеждения. Чего одна секретарша стоит! Её образ особенно ярко вписался в общую картину. 

Ещё одна маленькая деталь: чтобы попасть на главную сцену, персонажи с зонтиками и в резиновых сапогах пробираются сквозь болото.   

Комедия оставляет после себя разные эмоции. Вроде было смешно, но так ли смешно, если бы это коснулось жизни знакомых вам людей или вашей собственной? Не каждый готов добровольно пойти на такой риск. Тем более, если от результата зависит ваше будущее. Хотя, кому это неинтересно узнать, сколько в нём мудрости или глупости? Может, мы гении, просто этого не знаем?  


Фото и видео: сайт Республиканского театра белорусской драматургии

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Таранко