Пять главных проблем в системе высшего образования и срок до сентября для принятия решений по их устранению. Большой разговор Президента с Республиканским советом ректоров состоялся во Дворце Независимости. Александр Лукашенко при всех преимуществах нашей системы образования попросил сосредоточиться именно на недочетах. А их тоже хватает.
Но если возвращаться к заявленным Главой государства пяти проблемам. Это разрыв между спросом и предложением, стремление части выпускников школ получить образование за границей, не самое высокое желание молодежи идти в науку и преподавание, недостаточный уровень идеологического воспитания. А еще – бюрократия и формализм.
Все проблемы (а это далеко не полный их перечень) в целом не новы и понятны большинству, даже обывателей. Правда, когда очередным перечислением их сегодня занялись некоторые докладчики, Глава государства напомнил – нужны решения. Собственно, для этого ведь у нас есть и ректоры, и даже их Республиканский совет. А в помощь – Министерство образования и правительство.
Тема этого разговора не была секретом для его участников. Формально Александр Лукашенко уже не единожды анонсировал совещание с Республиканским советом ректоров – но как раз и о формализме предстояло поговорить. По сути же причина простая – к вузам накопилось немало вопросов.
Сначала Президент, как и должно лектору, напомнит историю вопроса, которая была наполнена славными подвигами – позже, правда, попросит остальных не повторяться и сосредоточиться не на подвигах, а именно на проблемах. А они есть. Да, в 90-е мы совершили подвиг, чтобы сохранить научные школы и компетенции, вложили прилично денег, получили классный результат – количество вузов выросло до полсотни, а студентов – в полтора раза. Но однозначно ли это хорошо?
Хотя стратегическая задача сделать высшее образование доступным каждому выполнена. Причем сохранено именно классическое образование, а не то, в которое нас пытались втянуть западные партнеры – и в которое мы, честно скажет Президент, немного тоже вступали. По итогу имеем 30 тысяч студентов из 100 стран мира – для компактной Беларуси это круто. Это если смотреть формально… Но Александр Лукашенко переходит к конкретике.
Задача при этом – наша молодежь должна учиться и работать в Беларуси. А вот как ее достичь – это сложнее. Первое, что приходит на ум – сроки отработки, целевое обучение и рост суммы компенсации, если работать там, где просит Родина, не хочется. Но это все, кажется, борьба с симптомами. Александр Лукашенко лично проговаривает проблемы, о которых вроде как все и так знают, но вслух о них оглушительно молчат, не говоря уже об устранении. Мы ведь все улыбаемся, вспоминая, как в 90-е толпы юристов и экономистов с дипломами вузов уходили работать таксистами и разносчиками пиццы. А точно ли нет, хоть и не в таких масштабах, такого – сегодня?
Фото: пресс-служба Президента
Подписывайтесь на нас в Telegram