Три драйвера роста белорусской экономики – эффективность, импортозамещение и экспорт. Запасы нефти в стране полностью не оценены, а за разработкой месторождений всех полезных ископаемых должен быть единый контроль. Президент сегодня собрал большое совещание во Дворце Независимости, чтобы обсудить стратегию действий по важнейшему направлению во всем мире – речь об углеводородах.
Александр Лукашенко в пример привел Азербайджан с его запасами нефти и газа – страна живет, мягко говоря, не бедно. А самодостаточность в экономике сильно помогает и в политике, то есть богатому государству куда легче быть действительно суверенным. Разве что Баку не просто не потерял добычу с советских времен, но и нарастил ее, потому что обладать ресурсами в земле и достать их на поверхность, обработать и продать конечный товар – это большая разница.
В Беларуси есть далеко не только калийная соль – что нефтяники, что специалисты горнорудной промышленности постоянно докладывают об открытии новых месторождений. Но если запасы растут в миллионах, то вот добыча – в лучшем случае в десятках тысяч. А порой при наличии в земле избыточного количества глин, доломита и мела – оборудование для их добычи простаивает, а страна импортирует ископаемые на десятки миллионов долларов.
Широкий состав чиновников Президент сегодня собрал для того, чтобы обсудить важный вопрос не только для Союзного государства, но и для суверенной Беларуси. И это – нефть. Мы имеем стратегический запас полезных ископаемых, причем это действительно национальное достояние – в руках не частного бизнеса, а государства, то есть – народа. Разве что иметь в данном случае – это значит «лежит у нас в земле», а этим еще и нужно уметь распорядиться, то есть добыть и переработать.
Что касается полезных ископаемых – есть у нас успехи мирового уровня. Это, конечно, «Беларуськалий» с его отлаженной системой от разведки месторождений до производства конечного продукта. Но собрались-то не о достижениях поговорить.
Забегая вперед – все же в докладах чиновники порой уходили в статистику по песку, глине и прочему щебню. Что важно, конечно, но это все же не нефть. Черное золото в Беларуси есть – запасы оценивают в 45 миллионов тонн, причем 2,5 миллиона разведали только в прошлом году, и это рекорд. Это та нефть, которую нашли под землей – но она там же и лежит. Что касается добычи… С 2017-го ее рост в среднем оценивается всего-то в 20 тысяч тонн в год.
Фото: пресс-служба Президента
Подписывайтесь на нас в Telegram