А. Лукашенко принял участие во II Международной конференции по евразийской безопасности. О чем говорил Президент?

Обновлено

Мероприятие проходит в Минске

А. Лукашенко принял участие во II Международной конференции по евразийской безопасности. О чем говорил Президент?

Обсудить честно, оценить беспристрастно и начать действовать. О жизненно важных темах сегодня говорили на большой Международной конференции по евразийской безопасности в Минске. В названии – и масштаб повестки, которая затрагивает как минимум континент, и цель. Нам всем нужно мирное завтра – это очевидно. Но как его обеспечить в условиях, когда мир лихорадит, а демократия потерпела крах? 


Беларусь за диалог 

Минск выступает за диалог и предлагает площадку для него. По сути, это наша традиционная позиция. «Лучше десятки лет переговоров, чем один день войны» – цитата Александра Лукашенко, которая уже стала классикой. И сегодня Президент на форуме представил концепцию пути к стабильности: надо снова научиться доверять друг другу. А также практическую инструкцию разрядки – начать можно с того, что вывести американское ядерное оружие с территории стран Евразии. Это во-первых! А во-вторых, забыть о санкциях, если это, конечно, не легитимное решение ООН.

В Минск на конференцию приехали около 600 участников из более чем 40 стран. То есть вероятность предложить и быть услышанным самая высокая.

Вначале было слово. Завет, который достался современным людям из глубокого прошлого. Но новый взгляд на мир это предполагает? Таким вопросом невольно задаешься на подобных встречах.

На конференции обсуждают евразийскую безопасность. Понятие столь широкое, как и сама Евразия. Но говорить об этом, безусловно, стоит в контексте отношений Востока и Запада, причем и той части западного мира, которая чисто географически к Евразии не имеет отношения. И здесь кризис. И, пожалуй, главное, чтобы вторая холодная не стала третьей мировой войной.

Минск от этих процессов не то что не в стороне – считай, посередине. И не так важно, кто в данном случае молот, а кто наковальня. Куда важнее искать соратников, которые не намерены дальше жить в таком неудобном, прямо скажем, положении.

Александр Лукашенко всегда за диалог, даже если он не самый приятный. Если бы так думали все политики, мир, очевидно, был бы другим.

Наш хрупкий мир

Больше слов могут быть нужны только действия. Но чтобы начать решать проблему, ее важно осознать. Факт первый – просуществовавший несколько десятилетий мир оказался куда более хрупким, чем многим представлялось.

Как следствие, небезопасно везде: и в военной сфере, и в экономической, и в информационной. А вроде же хотели демократии!

Вообще, задача лидера – отстаивать интересы своего народа, а не стройно маршировать под чужие приказы. Последнее более безопасно для политической карьеры, но разве люди голосуют за это?

Венгрия – это в каком-то смысле Беларусь, только входящая в Европейский союз. Она подвергается нападкам только за то, что хочет мира – для себя и других.

Если проследить последние электоральные кампании евразийского пространства, то люди, похоже, начинают осознавать, что с их властями не так: Германия, Франция, Грузия, Молдова и Польша... А что, если следующими станут сами Соединенные Штаты?

Вот Александр Лукашенко и предлагает разобраться, что происходит у себя – в общем европейском доме. Больной вопрос – миграционный кризис. Президенту до сих пор неприятны нападки в свой адрес. Но ведь перед ним – думающие люди из Швейцарии, Великобритании, Польши. Может, они поймут?

Где искать выход?

Выход из кризиса, по мнению Александра Лукашенко, в том, чтобы дать бегущим в Евросоюз то, что им там обещали, а уже потом выстраивать систему общей, в том числе, военной безопасности. И для этого рано или поздно придется заключать договоры, пакты – на смену тем, что уже разорваны или просто не выполняются.

Что до экономической НЕбезопасности, то это, конечно, санкции, которыми обложено полмира. И не потому, что другая половина – это хорошие страны, скорее всего, это те, кто эти самые санкции накладывают – большими ложками.

Если Америка in God trust, то есть верит в Бога, значит, что-то ее с Беларусью все-таки объединяет. А если серьезно, санкции – читай – сами Штаты бьют не по руководству неугодных стран, а по людям, в них живущим.

Об Украине

Впрочем, если ценности навязываются, значит, это кому-нибудь нужно. Взять Украину – это самая горячая на евразийском пространстве точка. Или уже многоточие? Александр Лукашенко верит: в истории с Украиной возможны крутые повороты.

Речь, скорее, об отдельных сигналах с Запада, так что расслабляться точно рано. Ведь эскалация подобна спичке, которая не игрушка.

Александр Лукашенко не раз анализировал развитие событий, и причинно-следственные связи российско-украинского конфликта для него ясны. Но Президент без устали готов объяснять их всем, кто до сих пор делит стороны конфликта на агрессора и жертву. Александр Лукашенко будет эмоционален. И говорит это лишь о том, что спустя 2,5 года войны он до сих пор думает: «Да как же так?!». А еще, конечно: «Доколе?».

Возможно, после этого взгляд на ситуацию у западных экспертов в зале уже не будет прежним. А пока сильные мира сего играют мускулами, не менее сильные, но другие, объединяются в союзы. Александр Лукашенко не строит иллюзий ни по поводу БРИКС, ни от вхождения в ШОС. Когда-нибудь они себя, скорее всего, покажут.

Как разрядить обстановку и при чем здесь Беларусь?

Выходит, чье слово громче, тот и прав? Ведь получается двоякая ситуация. О мире говорят на самых разных конференциях, а он все никак не наступит. Может, потому что это своего рода междусобойчики? А разговор всех со всеми мог бы дать результат?

Вот и встает вопрос, а может ли Беларусь рассчитывать не только на звание «соагрессора», но и на сторону, с которой при выходе из российско-украинского конфликта будут считаться.

После такой речи даже в зале станет как-то напряженнее, что ли. Президент убежден: разрядить обстановку можно.

Представить это крайне сложно, с другой стороны, если под давлением США от ядерного оружия избавились постсоветские страны, возможно, когда-нибудь к ним этот бумеранг вернется? А пока большой вопрос – в чем большая сила: в слове или ядерном сдерживании.

Словом, если пока решение проблемы кажется неподъемным, начинать нужно с малого – да хотя бы с той же конференции по безопасности.

Когда сложно договариваться политикам, важную роль играет экспертное сообщество. Да, не эти люди принимают решения, но, как вода камень точит, так и они, возможно, на что-то смогут повлиять.

II Минская международная конференция по евразийской безопасности тем временем продолжает работу – в разных форматах, включая и непубличные дискуссии. Кто знает, возможно, за закрытыми дверями они смогут быть предельно откровенны. И если вначале все же будет слово, хорошо бы, чтобы это было слово «мир».

Фото: пресс-служба Президента Беларуси

Подписывайтесь на нас в Telegram