Один из регионов Беларуси после этого дня уж точно не будет прежним. Президент сегодня работал в Пинском районе. Побывал на социально значимых объектах, уделил внимание развитию аграрной сферы и, конечно, – пообщался с жителями.
Говорили и о военных угрозах – эта тема особенно волнует тех, кто живет недалеко от южных рубежей. Да, опасно. Но жизнь продолжается. И белорусы больше концентрируются на развитии и хлебе насущном. Об этом сегодня – и заявления главы государства.
Президент поручил вернуться к программе развития Полесья. Вопрос уже не в возрождении края, а скорее – в обновлении. Регион самодостаточен, богат ресурсами и, наверняка, смог бы прокормить всю Беларусь.
Зачем Президент отправился на Полесье?
Забегая вперед – полешукам Александр Лукашенко скажет, что прилетел сюда, чтобы душой отдохнуть и принять серьезные решения по развитию Полесья. Что касается второго – принимать решения Президент начал еще у вертолетной площадки.
Что же касается «отдохнуть душой», то это, кажется, не только об уникальной природе белорусского Полесья, которую Президент особо ценит. Сегодня весь день говорили о порядке, который должен быть везде – в одних регионах нужно этот порядок помочь создать, в других скорее хватает всего, кроме кнута – это образно, но очень понятно. Сам Глава государства при этом свой вклад в порядок в стране готов вкладывать постоянно – даже если речь идет о том, что от ветра не в порядке верхняя одежда губернатора.
«Парохонское» – пример для полесских сельхозпредприятий
Хозяин земель, которые в порядке – Владимир Хроленко, директор сельхозпредприятия «Парохонское», в котором 20 тысяч гектаров угодий и которое один из лидеров страны по валу молока и по говядине. Весной в эфире ОНТ мы про это хозяйство рассказывали – и тогда такому тотальному порядку в агрогородке Пинского района и вокруг него удивлялись и зрители, и, чего уж там, журналисты брестского корпункта. А еще уместно вспомнить историю с яблоками – пару недель назад, посещая сады «Спартан-Агро», Президент поручил взять их успешную работу за образец для всей страны, чтобы перестать кланяться польскому и любому другому иностранному яблоку. Так вот – сегодня то же самое для Полесья – примером станет «Парахонское», задача поставлена уполномоченному представителю Президента в Брестской области Михаилу Русому.
Следовательно, вопрос – что такого уникального придумали в «Парахонском»? В общем-то, ничего нового, кроме строгой, но справедливой диктатуры технологий. Можно ведь придумать десятки госпрограмм и выделить на них миллиарды рублей, но не будет эффективности, если не будет строгого соответствия технологическому процессу. Как раз в «Парохонском» оно есть, и управленческая душа Александра Лукашенко сегодня действительно отдыхала: укос трав – в строго обозначенные сроки, укладка их и хранение – не в пленку, потому что это дорого, а в сенажные ямы, потому что для крупного хозяйства так эффективнее, и строят эти ямы так, чтобы они были центром радиуса в части угодий, чтобы минимизировать расстояния. В общем, на любой вопрос у Владимира Хроленко был ответ, почему ему лучше так, а не иначе, исходя из выбранной предприятием технологии. Даже финансовое стимулирование работников на подвиги здесь – технологичное.
Что обсуждал с директором Президент?
В какой-то момент, кажется, отдыхать душой Александр Лукашенко начал и как человек, у которого сельское хозяйство – не только важнейшая президентская сфера, но и личное хобби. Не секрет, что у Главы государства есть небольшая экспериментальная ферма, и сегодня аграрий со стажем обсуждал с аграрием еще с большим стажем – как и что лучше. Откровенно говоря, доходило порой до таких нюансов, что, возможно, сопровождающие, которые вышли из машиностроения, поняли не все. Но Президент и хозяин успешного сельхозпроизводства понимали друг друга прекрасно, обсуждая в том числе мелиорацию.
Вообще мелиорация – это краеугольный камень развития Полесья, потому что заболоченных земель здесь очень много. С этим всем пытались разобраться еще в советские времена, но история та была долгой, и какие-то глобальные стратегии принимали снова и снова, от чего ни одну из них не доводили до конца. Затем – 90-е, когда стране было, мягко говоря, не до мелиорации – но в «Парохонском» еще тогда сохранили практику, когда мелиоративные каналы передавали на условный баланс крестьянам, те за ними следили, взамен получая бесплатную кормовую базу для рогатого скота. То есть там, где хозяин на земле, мелиорация действительно была, в остальном – были госпрограммы, потому что того требовал Президент с первых своих дней у власти, программы выполнялись – где-то хуже, где-то лучше, принимались новые и снова выполнялись, и это все было глобальными проектами. Но вот пришло понимание вместе с конкретным примером, что наиболее эффективная мелиорация – это та, за которую отвечает на конкретном участке конкретное хозяйство с конкретным хозяином, а не общо министерство, правительство или облисполком. Владимир Хроленко и в этом вопросе сделал то, чего просил от страны ради полешуков Александр Лукашенко – так что его опыт нужно изучить в целом и во всем, от семян сои и гречихи до зернотока, который собирали в России, но который, говорит директор, не проблема собрать и своими силами.
Так что сегодня речь шла скорее не о животноводстве или мелиорации, а о действительно эффективном менеджменте, который опирается на земные реалии и потребности. И это Полесье с его особыми людьми может экспортировать на всю страну – 73% выпускников местной школы идут в колледж за рабочей специальностью. И не потому, что не получается поступать в ВУЗ, а потому, что видят перспективы, престижную высокооплачиваемую работу и светлое будущее в своем регионе. Это то, что глобально пытаются добиться по всей стране, а получилось в агрогородке Парохонск. Хотя визуально школа – обычная, пусть и хорошая.
Особые полешуки особо ждали Александра Лукашенко
И у Президента совершенно особое отношение к полешукам, которое он никогда не скрывал, а сегодня – несколько раз его особо подчеркнул. В том числе потому, что здесь у людей есть природное качество, которое сегодня особо нужно в целом в госуправлении – чего бы ни касалась задача, от мелиорации до в целом социально-экономического развития – здесь делают так, как надо, а не просто – стараются, а потом оценивают, как получилось.
Само собой, особые полешуки особо ждали Президента – Александр Лукашенко в Парохонске уже бывал, но несколько десятков лет назад.
Вопросы у местных тоже были – и снова к вопросу о стратегичности полешуков: пока вся страна скорее думает о том, как осушать земли, раз уж есть и соответствующие госпрограммы – мелиораторы Парохонска обращают внимание, что кое-где земли скорее уже страдают от засухи.
Еще очевидно, что полешуков волнуют вопросы безопасности, хотя они-то, на юге страны, лучше всего чувствуют, сколько страна делает ради этой самой безопасности и мира. Но все же…
Что еще ценят на Полесье?
А еще на Полесье особо ценят историю – еще и потому, что когда-то в 90-е им забрасывались идеи о создании своего полесского государства. Это сегодня кажется скорее забавным, но тогда некоторые полешуки задумались – а передумали, когда Президентом стал Александр Лукашенко. И для них история – еще чуть более важна, чем для всех нас.
Простая картина с простым пейзажем – но такая, которая подарила искренние эмоции. Даже в этом символизм того, как надо – без излишеств, не усложняя, но эффективно. Если так всей страной выполнить любую задачу, от мелиорации до сохранение генетического кода нации – тогда и получится страна, за которую «спасибо» скажут не только наши дети, но и внуки – и даже их внуки.
Фото: архив БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram