Зачем догонять, если можно перегнать – девиз жизни Героя Беларуси Михаила Высоцкого. Сегодня легендарному конструктору исполнилось бы 95. При его участии на Минском автозаводе создали более 300 моделей грузовиков. И они по-прежнему на ходу. А его «Перестройка» 1988 года опередила свое время. Отмеченный Золотой медалью Парижского автосалона МАЗ-2000 так и остался прототипом. Откуда же появился гений? В этот памятный день все дороги ведут на Копыльщину – к родному порогу академика.
Вскрыть авто любой марки проще, чем дверь в семежевской хате. Тайна местного ключа – из рук в руки. Хотя и чужакам с добрыми намерениями здесь всегда рады. Скромный дом-музей земляка с говорящей фамилией. Он и достиг больших высот.
Светлана Щерба, смотритель дома-музея Героя Беларуси М. С. Высоцкого: «Ложак стаяў у хаце толькі адзін, і даводзілася яму нават у летнюю пару нават спаць на трысцені, на сене. Працаваў пастушком. Ён бачыў машыны, што імчаліся па старым Кацярынінскім тракце. Мабыць, гэта і прадвызначыла яго далейшы лёс, што ён звязаў сваё жыццё з тэхнікай».
Деревянный чемоданчик – тот самый, с которым партизанский связной после войны отправился на еще не гигант автопрома. В 40-х МАЗ только набирал обороты. «Дорожная история» Высоцкого – от простого слесаря до главного конструктора. И Героя Беларуси.
Олег Щерба, учитель Семежевской средней школы им. М. С. Высоцкого: «В поколениях передают родители, деды. Они сами идеи какие-то даже предлагают. Хорошие ребята: такие рукастые, мастеровитые. Творческих маловато – в основном технические».
Это отличает Семежево от всей округи. На Копыльщине едва ли не в каждом селе по писателю. Учитель и ученики создали макет дома знаменитого выпускника, участвуют в конкурсах, нередко «на высоте». «Имя» школы обязывает. Талант признавал сам Форд.
Александр Курпан, водитель молоковоза сельхозпредприятия «Семежево»: «МАЗ 2010 года. Еще все заводское стоит в нем. Все зависит от обкатки машины, дальнейшей эксплуатации. Уже больше 400 тыс. км наездил. Двигатель, коробку, мосты задние. Что еще похвалить? Рулевое легкое».
Проверенный эксперт – 22 года «за баранкой». Только МАЗов. Кстати, встречался с Высоцким. Он сказал «поехали!» первому белорусскому автопоезду. Вообще советскому. Развил теорию виртуального проектирования и испытания машин.
Осень 1957 года. Окраина Москвы. На прицепах МАЗов – системы управления и энергообеспечения первого искусственного спутника Земли. Какая-то заминка. Королев нервничает. Высоцкий послал его совсем не на орбиту. Такое мог позволить только гений со стальным характером, который в XX веке сконструировал XXI.
«Сямідзелухай» называли в Семежево маму Михаила Степановича. Вот в кого пошел. Герой Беларуси ехал на малую родину – без орденов, галстуков, засучив рукава. Мол, тут никто не любит пафос, а по заслугам и честь отдадут. «Хитрый» ключ у этого местечка.
Подписывайтесь на нас в Telegram