Сегодня 40 дней по погибшим во время дорожной аварии под Смолевичами – там прямо навстречу маршрутному такси вылетел МАЗ. Жуткое ДТП на месте унесло 11 жизней. Еще два человека позже скончались в больнице. Кто виноват? И кому всю жизнь нести тяжкий груз? Расследование продолжается. По всей стране проверяют маршрутки и грузовой транспорт. Результаты шокирующие! Что ездит по нашим дорогам?
13-летняя дочь Сергея Вероника в тот день возвращалась из школы домой на маршрутке. Проехать надо было всего несколько километров. В микроавтобус на полном ходу влетел встречный грузовик. Этот трагический миг навсегда изменил жизнь Сергея, как и многих других семей.
Родители оставшихся в живых пассажиров ежедневно как на иголках. Травмы медицинскими терминами могут перечислить на зубок, но слезы мешают. Сразу после аварии Ирина не смогла найти 17-летню дочь в списке выживших. Верить в потерю отказывалась до последнего.
Прошло 40 дней, но официально подробности трагического ДТП пока не оглашают. Уж слишком резонансная авария, надо тщательно разобраться. Да и те, кто выжил, мало что помнят.
Картина на месте происшествия была настолько жуткой, что у некоторых очевидцев немели ноги. Медики спасали пострадавших на месте и в больницах. К сожалению, 13 человек погибли. В том числе и водитель маршрутного такси.
Олег Руммо, руководитель Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей: «На сегодняшний день в лечебных учреждениях Республики Беларусь осталось три пациента из того количества, которые поступили после этой страшной аварии. Состояние всех пациентов на сегодняшний день стабильное, не вызывает опасений, но вопрос реабилитации требует достаточного времени и будет продолжаться длительно».
Детально восстановить картину помогают экспертизы, их уже проведены десятки. Следствие рассматривает различные версии. Пока точно неясно, почему самосвал резко оказался на встречке.
GPS-система маршрутного такси фиксировала данные. По ним видно, что скорость микроавтобуса была 69 км/ч. Затем резко она падает до ноля. Авто словно столкнулось со стеной. Водитель того самого самосвала мог бы рассказать подробности, но он под домашнем арестом. Связь по телефону через дочь.
Грузовик принадлежит Червенскому автопарку. В Минтрансе до окончания расследования на эту тему не хотят говорить. Директор филиала тоже оказался немногословен.
О водителе тягача руководство и коллеги отзываются лишь положительно. Хвалят как профессионала.
На территорию автопарка в Червене руководство нас не пропустило, но с внешней стороны видна площадка, вот видим, стоит грузовой МАЗ. Кстати, вот автобусы проверяет транспортная инспекция.
Это еще один такой же МАЗ, пока на «якоре». Автопарк проверяют тщательно. И к сожалению, проблемы есть, в том числе, и техническое состояние автомобилей.
Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «Автомобиль МАЗ, он два года не проходил техосмотр, то есть был допущен к участию в дорожном движении, будучи без подтверждения его нормального технического состояния. Мы сейчас проверили в этом подразделении, в этой службу Миноблтранс, более 100 грузовиков ездят без техосмотра. Каждая из них имеет опасность на дороге. Поэтому, конечно, это только в одном предприятии. В масштабах стороны сейчас ведется тотальная проверка».
Проверяют и пассажирских перевозчиков. И там далеко не все гладко. В той злополучной маршрутке ехали 19 человек, а мест всего лишь 15. Сама дорога, по которой проходит часть маршрута, пролегает через многие населенные пункты. По ней же идут караваном грузовики с песком. Рядом карьер.
А вот и само место ДТП, сейчас там цветы и свечки. Груженный песком МАЗ шел со стороны карьера. Вот здесь возвышенность. По каким-то причинам водитель МАЗа теряет управление и выезжает на полосу встречного движения, где и сталкивается с маршруткой. Как видим, дорожное полотно и здесь не гладкое, а вот на полосе по которой шел МАЗ, видна свежая латка.
Вот так выглядит это место из кабины МАЗа. Кажется, что машины разминаются почти впритирку. И это мы двигаемся на маленькой скорости.
Грузовой транспорт, хоть и под особым контролем, но находятся те, кому заработок важнее безопасности. Выжимают из машины последнее. Порой ездит то, что и стоять на колесах не должно. И даже превышает скоростные пределы.
Екатерина Станкевич, председатель ассоциации профессиональных перевозчиков: «Огромное количество людей воспользовались льготой, которая была предоставлена в 2012 году, вышел нормативный документ, который позволял ввести в Республику Беларусь транспортные средства, которые не облагались такой большой таможенной почте, на НДС. И у нас стало столько перевозчиков, у нас стало их очень много. Наверное, не знаю, каждый четвертый был перевозчиком, потому что все старались притянуть какой-то грузовой автомобиль, начиная от одной тонны до 20 тонн грузоподъемности».
За грузовиками на дороге следит транспортная инспекция. Техника позволяет работать, не выходя из автомобиля. Достаточно ввести регистрационный номер в специальное приложение – в Базе вся информация о страховке и техосмотре.
Александр Коваленко, начальник управление контроля автомобильного транспорта филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области: «Если он есть, и автомобиль, скажем так, внешне видимых технических неисправностей нет, то мы, как правило, пропускаем такую машину. Основная масса это, конечно, отсутствие к допуску дорожного движения. Грешат этим перевозчики. Что касается большегрузов, самосвалов не проходят. Не знаю, может ремонт дорогой. Потом это у нас резина. Бывает очень часто изношена».
И в этой столичной промзоне таких много. Частники держат грузовики, но не всегда следят за их состоянием. А даже небольшая неисправность может привести к серьезным проблемам.
Екатерина Станкевич, председатель ассоциации профессиональных перевозчиков: «Вопрос в полномочиях. Объясню. Транспортная инспекция не может остановить просто грузовой автомобиль. Вот настолько ее кастрировали сейчас в этом отношении. А потому что не факт, что эта машина находится на юридическом лице либо на ИП. А если это физическое лицо, оно не подлежит проверки транспортной инспекции».
Тотальные проверки пассажирских и грузовых перевозчиков, конечно, дают результат. Делается все, чтобы недобросовестные владельцы держались подальше от проезжей части. Остается надеяться, что такое повышенное внимание к проблеме будет повседневным, а не только после очередной трагедии.
Подписывайтесь на нас в Telegram