33 года после Чернобыля. Как живут пострадавшие регионы и почему вынужденно уехавшие семьи возвращаются на малую родину?

26 апреля 1986 года – эта дата внесла коррективы в планы многих украинских, белорусских и российских семей. Началось массовое отселение жителей из загрязненных радиацией территорий. В Беларуси семьям предоставлялось различные льготы, жильё и работа в других белорусских регионах. К решению проблем подключились учёные со всего мира – они неустанно исследовали и контролировали все важнейшие показатели в пострадавших регионах.

26 апреля 1986 года – эта дата внесла коррективы в планы многих украинских, белорусских и российских семей. Началось массовое отселение жителей из загрязнённых радиацией территорий. В Беларуси семьям предоставлялось различные льготы, жильё и работа в других белорусских регионах. К решению проблем  подключились учёные со  всего мира – они неустанно исследовали и контролировали все важнейшие показатели в пострадавших регионах. 

Спустя 33 года масштабы чернобыльской трагедии удалось значительно сократить. Об этом говорят радиационные  карты. Их составляют постоянно на основе  исследований и замеров. Города  и деревни из некогда зоны отселения постепенно оживают. В регионе создаются все необходимые условия для комфортной и безопасной жизни. 

Брагинский район по уровню рождаемости в этом году опередил все другие регионы Гомельской области. Да! По своим правилам, с усиленным контролем, но надо признать, что жизнь здесь продолжается. 

Деревня Стреличево Хойникского района. Зона отчуждения буквально в километре отсюда. Местные жители к такому обстоятельству давно привыкли. После сотен проверок земли сельхозорганизации учёные  признали чистыми.  Здесь можно жить и работать. 

Виктор Бондаренко – самый опытный механизатор в хозяйстве. Говорит, радиофобия – это что-то из прошлого, хотя в 1990-х и сам увозил семью подальше от дома. 

Виктор Бондаренко, житель д. Стреличево (Хойникский район): «Никаких мыслей нет об этой радиации. Здесь же лаборатории проверяют. Сеем, пашем, как все люди обычные. Это хорошо, что не потеряли это всё, возрождение идёт». 

Хойникские земли значились в числе наиболее пострадавших.   В первые годы после трагедии вынужденно покинули свои дома более 20 тысяч жителей района.    

Василий Воинов, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС: «Собралась вся деревня. Я объявил, что будет отселение. Все плакали, кричали». 

Семья Бондаренко покинула родную деревню в 1991-м. И только потому, что ждали рождения ребёнка. Врачи настоятельно рекомендовали не рисковать. Переехать решили в Слонимский район. Там дали двухэтажный дом и помогли с работой.  

Елизавета Бондаренко, житель д. Стреличево (Хойникский район): «Говорили, что здесь находиться, жить нельзя, надо уезжать в чистую зону. И мы решили уехать, в райисполкоме были распределения. Мы поехали туда, куда уехала моя мама. Переехали в Гродненскую область. Хозяйство даже с собой кое-какое завезли, и огород у нас был свой. Я на работу пошла в детский сад завхозом, муж – механизатором в колхоз». 

Несомненно, вычеркнуть из памяти 1986 год не получится. Судьбы тысяч переселенцев, ликвидаторов, учёных, связаны с этой горькой чернобыльской датой. Это – память трёх братских народов, урок для всего человечества. 

За 33 года в регионе произошло немало перемен. Как только учёные признали земли безопасными, жизнь здесь начала возрождаться. Люди, уехавшие из этих мест, добровольно возвращались на свою малую родину. 

Елизавета Бондаренко, житель д. Стреличево (Хойникский район): «Решили вернуться домой, на родину. Всё было хорошо: и работа хорошая, и на счету хорошем были. Но всё равно мы решились уехать домой. Потому что это наша Родина, мы здесь родились, мы здесь живём, работаем, здесь наши дети, внуки. Мы здесь и будем жить. Мы ни одного дня не пожалели». 

Сейчас Стреличево – образцовый агрогородок, где кипит привычная  сельская жизнь. Здесь всё чаще можно слышать и марш Мендельсона, и детский смех. С государственной поддержкой в регионе создаются безопасные, комфортные для жизни условия. Появляются новые рабочие места, строится жильё и инфраструктура, развиваются медицина и образование.  Кроме того, по-прежнему в пострадавших регионах действует и система материальной поддержки семей: повышенное пособие при рождении ребёнка, бесплатное питание в садах и школах, возможность  бесплатного оздоровления как  в Беларуси, так  и за рубежом.   

Виктория Бельская, житель д. Стреличево (Хойникский район): «Окончила колледж после школы, устроилась в ту же школу, в которой училась. Работаю, сейчас в декретный ушла, дали жильё как молодому специалисту». 

Время стереотипов, говорят местные жители, уже ушло. Здесь помнят о прошлом, но живут будущим. Сеют хлеб и растят детей.

Подписывайтесь на нас в Telegram