К могиле великого композитора во флорентийской базилике Санта-Кроче легли цветы от официальных делегаций Беларуси, Польши и Литвы. Почему выбор Огинского – Флоренция, а не центр нашей эмиграции Париж?
На это не отвечают даже сотни писем великого композитора. Зато именно они указали потомкам верный адрес для доски «от благодарной Беларуси». Меломаны со всего мира несут цветы к чеканным аккордам полонеза.
В этом доме на улице Торнабуони, в историческом центре Флоренции, Михал Клеофас Огинский провёл последние десять лет своей жизни (см. видео – прим. ред.). Здесь завершил мемуары, которые писал ещё в Залесье под Минском, выпустил «Письма о музыке» и взялся за создание новой рукописи, которую так и не успел закончить.
Беатриче Адорни-Брачезе, владелец здания (г. Флоренция): «Он снимал квартиру на втором этаже. Не знаю, какую точно. Нынешние обитатели дома знают, что это был князь, композитор».
Став гражданином Флоренции, Огинский не забывал о родине, что некогда была «от моря до моря». Сегодня мечты князя на политической карте – это независимые Беларусь, Польша и Литва.
Евгений Шестаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Италии: «Это личность, которая внесла огромный вклад в судьбу, в историю, в культуру всех наших народов. Урождённый на территории Польши, длительное время осуществлявший дипломатическую карьеру как посол Речи Посполитой в различных государствах, участник восстания Тадеуша Костюшко».
Судьба земляков весьма схожа. Лидер революции скончался в Швейцарии, мятежный композитор нашёл свой последний приют в гостеприимной Италии. Правда, сразу прах находился в другой церкви Флоренции. При перезахоронении на постаменте допустили ошибку: не стало Огинского 15 октября 1833 года, а не 18 октября, как гласит текст. Соседи композитора в храме-пантеоне Санта Кроче не менее великие: Галилео, Микеланджело, Россини.
Джузеппе Ди Микели, директор комплекса Санта-Кроче: «Огинский был великим патриотом своей станы, таким же, как для нас Гарибальди и Маццини – они создали Италию, объединили нацию. Поэтому символично, что Огинский похоронен здесь, на земле, которой также был присущ дух той борьбы за независимость».
До сих пор ходит слух: мол, Огинского убили, якобы отомстив за ранее бурную политическую деятельность. Одно точно (и, наверное, это самое главное): авторский полонез №13 по-прежнему завораживает публику по всему миру.
Подписывайтесь на нас в Telegram