22 июня началась Великая Отечественная война. Как это было и есть ли параллели с сегодняшним днем

Страшный рассвет 22 июня 1941-го превратил этот день в «черное воскресенье»

22 июня началась Великая Отечественная война. Как это было и есть ли параллели с сегодняшним днем

22 июня 1941 года – одна из самых скорбных дат в белорусской истории. 4 часа утра. Спит большая страна. И то летнее воскресенье могло стать обычным днем для миллионов советских граждан. Но не стало. Вероломное вторжение изменило все. И борьба за жизнь, за право «людьми зваться» продолжалась четыре мучительно долгих года. 


И в этой борьбе головы сложили десятки миллионов. На нашей земле погиб каждый третий. Порядка 11 тысяч сожженных деревень. Уголовное дело о геноциде белорусского народа сегодня открывает все новые факты. Эти события не имеют срока давности. Они навсегда в камне, вечном огне, памяти каждого.

Страшный рассвет 22 июня 1941-го превратил этот день в «черное воскресенье». Тогда к войне оказались не готовы. Да, Советский Союз проводил общую подготовку страны к масштабным боевым действиям, но войну, да еще и на своей территории, никто не ждал. Не раз сегодня скажем: история имеет свойство повторяться.


Все как один готовы были отдать жизнь

Все как один готовы были отдать жизнь. Как те герои, что насмерть стояли в Брестской крепости, принимая на себя первый удар. Часы, отведенные немцами на захват, превращались для них в дни, недели кошмара. Дания оборонялась 6 часов, Голландия – 5 дней, Бельгия – 18, Польшу взяли за 27 суток. И около месяца фашисты не могли прорвать оборону легендарной Брестской цитадели, чьи стены исписаны кровью непобежденных героев, что умирали, но не сдавались.        


Беларусь как памятник Великой Отечественной

Блуждающие по небу огоньки – будто души павших воинов, пришедших в это святое место, чтобы напомнить о великой жертве во имя мира на нашей земле. В цитадели всегда переживают боль, но приходят к погибшим солдатам, как к живым – вместе помолчать, зажечь огни, спустить на воду венки и вспомнить подвиги победителей.  

Недаром говорят, вся Беларусь – будто памятник Великой Отечественной. Столько мест воинской и боевой славы нет ни в одной другой стране. Все потому, что тогда никто и представить не мог, как дорого нам придется заплатить за свою свободу. Могилевчане встречают мирный рассвет на Буйничском поле. 23 дня шла героическая оборона Могилева, и начиналась она именно здесь. Планы фашистов на «молниеносную войну» были сорваны. Лампадки сегодня горят в память о павших героях.

А вот происходящее в душах тех, кого разбудила война, невозможно представить. Что чувствовали люди, у которых между теплой подушкой и холодным прикладом автомата были секунды? Первыми удар фашистов приняли пограничники. Сотни тысяч пуль, мин, снарядов и команда «в ружье», словно гром среди ясного неба. 

Подвиг воинов, положивших жизнь на алтарь Великой Победы, из года в год чтут у Вечного огня на Площади Победы в Минске. Преклоненные колени – во имя мира. 


Можно ли было избежать войны?

У СССР был план коллективной безопасности, смысл которого заключался в договоре с ведущими странами и мировыми лидерами того времени. В 1934 году с момента вступления в Лигу наций Советский Союз предлагал коллективно воспрепятствовать агрессивным намерениям Германии и ее союзников.

Вместо 100-тысячной немецкой армии – полумиллионная армада Вермахта, войска в Рейнской демилитаризованной зоне, Мюнхенский сговор, претензии к Польше. Германия развязала себе руки, а на концепцию коллективной безопасности Советского Союза Запад отреагировал коллективным бездействием. В воздухе витало очевидное – быть войне. Пакт Молотова-Риббентропа лишь усыпил бдительность СССР.


Параллели с сегодняшней ситуацией очевидны

Параллели с сегодняшней геополитической ситуацией очевидны. С той лишь разницей, что инструментом в чужих руках стала Украина. Сперва туда завезли губительную идеологию, а после и оружие. Точно так же восемь лет усыпляли бдительность России и союзников спекуляциями на Минских соглашениях. Только вот вероломства не вышло. Начало специальной военной операции – выученный урок истории.

И кто сейчас поддерживает и спонсирует конфликт? Практически те же, кто в прошлом веке был вместе с нацистами либо не особо им возражал. На темные страницы истории раньше мы закрывали глаза, но сейчас, как никогда, стало ясно – это размывает память. И некоторые настолько забылись, что даже не скрывают истинных милитаристских намерений, калькируя события, которые предшествовали Второй мировой войне.       

Уничтожение памятников, русофобия, чествование нацистов, попытки переписать историю. Реваншистские настроения в Европе особо заметны тем, кто сталкивался с фашистами лицом к лицу.

И горе тем, у кого короткая память – они не осознают, что такое ужасы войны, и кто к ним причастен. Белорусы, как никто другой, понимают, что такое потерять каждого третьего. Поэтому, в отличие от многих других, наша страна не забыла уроки прошлого и твердо стоит на защите исторической правды. Для нас она, как и память о войне, сильнее времени. Беларусь сегодня делает все, чтобы страшная история не повторилась. Услышат ли голос разума те, кто толкает мир к третьей и, скорее всего, последней мировой войне?

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Андрей Александров
География:
Беларусь