22 июня 1941: нападение Гитлера на СССР. Первые часы войны / ЛИКБЕЗ

Урок исторической памяти – в новом выпуске «Ликбез.by».

22 июня 1941: нападение Гитлера на СССР. Первые часы войны / ЛИКБЕЗ

22 июня 1941 года. Раннее утро и ясная погода. Тишина на границе, и войска Советской армии стоят в мирном порядке. Но именно в этот день началась одна из самых страшных войн в истории человечества – Великая Отечественная война. Главный восточный фронт, который переломит ход Второй мировой. Война, в которой погибло около 27 миллионов советских граждан. Таких потерь не несла ни одна страна за всю историю человечества. Своим героизмом и кровью Советский Союз заработал победу в этой войне.


Но чтобы понять, как это могло случиться, нужно заглянуть глубже. За несколько месяцев, а может быть, и лет до этого события... Ведь Гитлер планировал нападение на СССР задолго до того, как началась вся Вторая мировая война.

Для Адольфа Гитлера Советский Союз был не просто политическим противником. Это была идеологическая мишень №1.

Во-первых, это «пространство для жизни». 

В своей книге «Майн Кампф» Гитлер еще в 1920-х годах писал, что немцы должны получить больше жизненного пространства на востоке. По его мнению, территории современных России, Украины и Беларуси были предназначены для заселения «арийцами». Жители этих территорий считались «неполноценными», их нужно было либо уничтожить, либо превратить в рабов.

Во-вторых, коммунизм как главный идеологический враг.

Советский Союз был государством, построенным на принципах, противоположных фашизму. Для Гитлера коммунизм был еврейским заговором, который нужно было уничтожить любой ценой.

В-третьих, экономические интересы.

Украина – «житница Европы». Урал и Сибирь – богаты полезными ископаемыми. Москва – стратегический центр управления. Захват СССР давал Германии доступ к ресурсам, которые позволяли бы ей выдержать длительную войну против других стран.

В декабре 1940 года появляется план «Барбаросса». Название этой операции происходит от имени средневекового императора Фридриха Барбароссы, который возглавлял крестовые походы против славян и мусульман. Дата вторжения первоначально планировалась на весну 1941 года, но из-за кампаний в Югославии и Греции ее перенесли на июнь.

Советский Союз готовился к войне. Но считалось, что она начнется позже, после того как Гитлер захватит Англию. Спасительным казался пакт Молотова–Риббентропа: пакт о ненападении между СССР и Германией, заключенного 23 августа 1939 года. Гитлеру нужно было убедить Сталина, что они партнеры, чтобы без помех начать войну против Польши и затем западных стран. Сталин же надеялся выиграть время и укрепить обороноспособность страны. Для Гитлера договор был временной паузой, чтобы не воевать на два фронта. И как только Германия завершила кампанию на Западе, он начал готовить удар по Советскому Союзу.

Знали ли в СССР о готовящемся нападении. Знаки, безусловно были. Советский разведчик Рихард Зорге еще 6 июня назвал точную дату нападения. 7 июня Нарком госбезопасности Меркулов сообщает информацию из Берлина – вторжение будет в этом месяце. Генеральный комиссар безопасности Берия доложил Сталину об отъезде из Москвы сотрудников немецкого посольства. Но Сталин соблюдал договор о ненападении до конца. Да, войска переводились ближе к границам. Но команда была четкой: не провоцировать и не реагировать на провокации. Все, чтобы избежать войны.

21 июня в 13:00 германские войска получают кодовый сигнал «Дортмунд», подтверждающий, что вторжение начнется на следующий день. 

Командующий 2-й танковой группой группы армий «Центр» Гейнц Гудериан пишет в своем дневнике: «Тщательное наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших наблюдательных пунктов, под звуки оркестра они проводили развод караулов. Береговые укрепления вдоль Западного Буга не были заняты русскими войсками».

В этот же день в 21:00 советские солдаты задерживают перебежчика, немецкого военнослужащего, вплавь пересекшего пограничную реку Буг. Альфред Лисков, военнослужащий 221-го полка 15-й пехотной дивизии вермахта, антифашист. Он сообщил, что на рассвете 22 июня немецкая армия будет наступать по всей советско-германской границе. Информацию, конечно же, передали вышестоящему командованию.

Еще в 1 час ночи коменданты участков 90-го погранотряда докладывают «ничего подозрительного на сопредельной стороне не замечено, все спокойно».

А уже в 3:05 группа из 14 немецких бомбардировщиков сбрасывает 28 магнитных мин у Кронштадтского рейда. В 3:07 командующий Черноморским флотом докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолетов; при этом флот находится в полной боевой готовности.

В 3:30 доклад о налете вражеской авиации на Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним, Барановичи. В 3:33 – налет авиации на города Украины, в том числе на Киев. В 3:40 – на Ригу, Шауляй, Вильнюс, Каунас. 

В 3:42 начальник Генштаба Жуков звонит Сталину и сообщает о начале немецкого наступления. Сталин приказывает Тимошенко и Жукову прибыть в Кремль, где созывается экстренное заседание Политбюро.

3:45, 4:00, 4:05, 4:10 – по всей западной границе Советского союза доклады о нападении и отражении немецких войск. 

Ни одна из 485 застав, атакованных 22 июня, не отошла без приказа. Самым большим примером героизма и стойкости стала… Брестская крепость. Немцы планировали взять ее за 8 дней. Крепость продержалась больше месяца.

В 4:30 в Кремле начинается совещание членов Политбюро. Сталин сомневается и не исключает версии немецкой провокации. Тимошенко и Жуков настаивают: это война. И уже в 5 утра посол Германии в СССР Шуленбург вручает Молотову ноту: «Правительство Германии не может безучастно относиться к серьезной угрозе на восточной границе, поэтому фюрер отдал приказ Германским вооруженным силам всеми средствами отвести эту угрозу». 

Надо сказать, Шуленбург, который был послом в СССР с 1934 по 1941 год, был категорически против нападения Германии на Советский Союз. В отличие от многих в нацистском руководстве, считавших СССР «колоссом на глиняных ногах», Шуленбург хорошо знал страну, ее промышленный и военный потенциал, и главное – решимость советского руководства к обороне. Он предвидел, что война будет долгой и кровопролитной. Он не раз сообщал об этом в Берлин и пытался убедить Гитлера и Риббентропа отказаться от планов нападения. Шуленбург был вынужден вручить Молотову ноту об объявлении войны. По воспоминаниям присутствующих, он выглядел глубоко потрясенным и подавленным, выполняя этот приказ.

В 5:30 по немецкому радио Геббельс зачитывает обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против Советского Союза: «Теперь настал час, когда необходимо выступить против этого заговора еврейско-англосаксонских поджигателей войны и тоже еврейских властителей большевистского центра в Москве… В данный момент осуществляется величайшее по своей протяженности и объему выступление войск, какое только видел мир… Задача этого фронта уже не защита отдельных стран, а обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех». 

В 7:15 Сталин утверждает директиву об отражении нападения: «Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу». 

В 12:00 нарком иностранных дел Вячеслав Молотов зачитывает обращение к гражданам Советского Союза: «Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории… Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан приказ нашим войскам – отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины… Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

И победа была за нами. Но до этого было еще далеко. Впереди ждали 1417 дней самой страшной войны в истории человечества. До конца этого года мы продолжим рассказывать о самых знаковых битвах этой войны.

Это был «Ликбез.by».

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Маркова