«16 активных дней против насилия в отношении женщин» начались Беларуси. Старт, как обычно, дали во Всемирный день борьбы с насилием в семье.
Общественные и государственные организации сообща пытаются помочь жертвам жестокого отношения вернуться к нормальной жизни, а милиция усиливает контроль над дебоширами.
Глава этой семьи для своих близких не надёжная опора, а, скорее, стабильный тиран. Совладать с 64-летним пенсионером не может ни бывшая супруга, ни дети, ни тем более малолетние внуки. Поэтому в гости регулярно наведываются сотрудники милиции.
Сценарий стандартный: сначала появляется алкоголь, затем скандал. Своих родных он нередко выгонял из дома. Жизнь в таком соседстве для домочадцев зачастую просто невыносима.
Здесь есть всё, чтобы создать ощущение дома (см. видео – прим. ред.). Без того, кто этот самый дом превращает в камеру пыток. Чтобы прийти в так называемую «кризисную комнату», женщине сначала нужно осознать проблему и набраться смелости рассказать о ней. А это, как говорят специалисты, уже полдела.
Эта кризисная комната, по сути, – трёхкомнатная квартира, предназначенная для женщин, пострадавших от насилия. Здесь есть специально оборудованные комнаты и для мам с детьми-подростками, и для женщин, которые ушли из дома с младенцем на руках. Платить ни за что не нужно, семья только покупает себе продукты и может находиться здесь до тех пор, пока не разрешится жизненная ситуация.
Сегодня в Беларуси уже создано около сотни кризисных комнат по всей стране. И это не просто место, где можно переночевать в безопасности. Специалисты стараются оказать помощь не только в эту минуту, но и на перспективу.
Ольга Покало, заведующая отделением социальной адаптации и реабилитации территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района Минска: «Тут оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь, также оказывается женщинам поддержка… Юридически мы консультируем, куда женщина может обратиться в случае насилия, в какие межведомственные организации».
Как правило, говорить о своих проблемах жертвы насилия не торопятся даже самым близким. А в милицию и вовсе обращаются в среднем после пятого избиения. И тем не менее, с начала года зафиксировано почти две тысячи бытовых преступлений, и более сотни из них уже никогда не закончатся примирением.
Олег Каразей, начальник управления профилактики Министерства внутренних дел Беларуси: «Можно сказать, что это всего 2% от общей структуры преступности, как бы немного, но каждое третье преступление, такое как убийство, как тяжкое телесное преступление, это, к сожалению, в семье. Поэтому совершенно другая статистика вырисовывается, когда от рук близких гибнет каждый третий или четвёртый гражданин нашей страны».
Новые подходы в решении проблемы семейного насилия в Беларуси внедрили ещё полгода назад. Заработал механизм защитных предписаний: это запреты на общение агрессора с жертвой, в том числе с помощью Интернета. Дебошира вполне законно можно даже выселить из дома на какое-то время. А если пострадавшая сторона решит уехать, и государственные, и общественные организации гарантируют ей полную безопасность и немного больше.
Ольга Янчук, координатор сети некоммерческих организаций против домашнего насилия: «Каждым пострадавшим подписывается соответствующий документ о неразглашении информации, и соответственно, каждый специалист, работающий с пострадавшими, и другие специалисты, вовлечённые в эту тему, подписывают соглашение о конфиденциальности и неразглашении, конечно, персональных данных и вообще всех данных, которые помогают разрешить ситуацию с домашним насилием».
Чтобы возможностей пресечь насилие в семье стало больше, специалисты всех заинтересованных ведомств работают сообща и готовят новые изменения в законодательство. Уже в следующем году меры воздействия на домашних агрессоров могут стать куда серьёзнее, но главное – поддержку жертвам насилия будут увеличивать и дальше. Чтобы пресловутое «бьёт – значит, любит» окончательно утратило смысл.
Подписывайтесь на нас в Telegram