Горе из-за чужой безответственности, или ещё одна жертва нетрезвого вождения. Сегодня в больнице умерла 14-летняя девочка, которую накануне сбил пьяный водитель в Полоцке. Её подруга остается под наблюдением врачей.
И счет таким историям идёт даже не на десятки, а на сотни. В этом году по вине нетрезвых водителей погибли 52 человека. Еще 209 пострадали. А 15 лет назад статистика была вовсе катастрофичной. Сейчас количество подобных аварий уменьшилось почти в четыре раза, но цифры все равно шокируют. Сознательность, водителей повышается. Но чаще это следствие ужесточения законодательства.
За нетрезвую езду можно лишиться не только прав, но и автомобиля. Меры жесткие?
Их даже звали одинаково. Влады были лучшими подругами, учились в одном классе, жили по соседству. В тот злополучный день девочки, как обычно, перед тем, как разойтись по домам, не могли наговориться по дороге. Разговор прервал визг тормозов. Экспертиза показала, что водитель был пьян. Дочь Карины сейчас под наблюдением врачей. Вторая девочка, так и не придя в сознание, скончалась. Влады, хоть и не были родными сёстрами, но мечтали одинаково.
Карина Сосновская, мама пострадавшей Влады: «Вот сейчас позвонила, говорит, у нас была мечта, вместе вырасти, вместе выйти замуж, вместе нарожать детей. Сейчас она сказала, мама, я буду это делать за двоих».
Этого водителя задержали инспекторы ГАИ. Утверждал, что выпивал накануне вечером. Но, электронику не обманешь. День рождения у тещи, корпоратив – причины для застолья всегда разные. И если пить или не пить – дело сугубо личное. То за руль в пьяном виде – табу. Здесь закон один для всех.
В отделение освидетельствования сотрудники ГАИ привозят, как правило, товарищей подшофе. Этот человек приехал добровольно, он водитель нашего телеканала. Говорит, за руль пьяным не садится. Как следствие и результат.
Но такой показатель здесь видят редко. В этот кабинет некоторые не заходят, практически заползают, рассказывают эксперты. Детектор алкогольного опьянения, понятное дело, пройти всё равно нужно. До 1,5 промилле считается легкой степенью опьянения. Но у каждого свой предел.
Наталья Онищук, врач психиатр-нарколог городского клинического наркологического диспансера: «Если это взрослый человек, неоднократно употребляющий алкоголь, особенно, если он находится в запое в течение нескольких недель, цифра 3 промилле не является для него сколь либо серьезной. А если это подросток, впервые попробовавший алкоголь, то 1,5 промилле – это вполне возможно реанимация. В любой концентрации алкоголь начинает свое воздействие на мозг».
Проверяем на практике. Эти очки инспекторы ГАИ прозвали пьяными. Они создают оптическую иллюзию. В них все так, будто выпил минимум бутылку водки. Проехать, конечно, возможно. Элементарную змейку преодолели. Но с потерями – одну фишку сбиваем. Пластмассе не больно!
Уже эта змейка на скорости от аса. Анатолий Шевченко за рулем более двух десятков лет. Занимается автоспортом, преподает контрааварийное вождение. И даже с таким опытом трижды оказывался на волосок от смерти. Говорит, от ДТП застрахованных нет. Уж тем более, с педалью газа не совместим алкоголь.
Анатолий Шевченко, директор автомобильной газеты Беларуси, организатор соревнований по автоспорту: «Невозможно первое – реально определить расстояние до объекта, второе – скорость реакции замедляется».
Еще в начале 2000-х сотрудники ГАИ задерживали за год около 85000 нетрезвых. А ведь тогда ответственность наступала при алкогольном опьянении в 0,5 промилле. Позже законодательство ужесточили. Недопустимой стала езда от 0,3 промилле. Водителей «навеселе» стало в разы меньше. Роль сыграли не маленькие штрафы, лишение прав и, конечно же, конфискация автомобиля.
При этом, до сих пор на дорогах страны хотя бы одного нетрезвого водителя в день останавливают. За год вовсе 14 тысяч. А ведь все они потенциальные убийцы. Именно поэтому совершенствовать законодательство в этой сфере не прекращают. Сейчас МВД предложила ввести градацию по степени опьянения. И в соответствии с ней ужесточить ответственность.
Станислав Соловей, официальный представитель УГАИ МВД Беларуси: «Предлагается ввести такую градацию, как 0,8 промилле.То есть от 0,3 до 0,8 остается прежняя ответственность. А если более чем 0,8 промилле, то ответственность увеличивается до 200 базовых и лишение права управления всеми транспортными средствами сроком до 5 лет».
Без эмоций Галина Циунель говорить не может. До сих пор вспоминает тот звонок и слова: ваш сын разбился! За рулем был пьяный, автомобиль на скорости влетел в дерево. За жизнь Александра Бурачкова, он был пассажиром, врачи боролись 8 часов. Трепанация черепа с двух сторон, множественные переломы. Сейчас, как медики называют, он в вегетативном состоянии. Практически не двигает телом, не говорит. А жизнь всей семьи теперь больницы, реабилитация и лекарства.
Галина Циунель уверена, ужесточение законодательства, конечно же, полностью проблему с пьянством за рулем не искоренит. Таким закон не писан. Лишишь прав, сядет за руль без них, конфискуешь автомобиль – угонит. Но под страхом наказания минимизировать соблазн можно. А если к борьбе с пьянством за рулем присоединятся еще и небезразличные граждане. Ведь увидел пьяного за рулем, позвонить в ГАИ не сложно. Тогда и статистика хоть немного сдвинется в лучшую сторону. И может, хотя бы еще один человек домой к близким вернется невредимым.
Подписывайтесь на нас в Telegram