В первых числах ноября коммунальщики Минска подвели итоги необычной проверки. Весь октябрь совместно с предприятием «Фауна города» они провели 130 проверок по выполнению правил содержания и особенно – выгула животных.

В первых числах ноября коммунальщики Минска подвели итоги необычной проверки. Весь октябрь совместно с предприятием «Фауна города» они провели 130 проверок по выполнению правил содержания и особенно – выгула животных.

Составлено 45 протоколов. А по всей стране с начала года – более двух тысяч. Причём владельцы многих животных недоумевают – а где, в каком законе прописаны те самые правила? А на нет и суда, то бишь протокола, нет. Тогда как соседи некоторых неадекватных любителей собак обращаются и в ЖЭС, и в милицию с жалобами на то, что собаки агрессивные, а от продуктов их жизнедеятельности пройти невозможно. Кто же прав? Как наказывать виноватых? И какой закон об обращении с животными нужен всем нам?

К этой даче не подойти: собаки продолжают охранять уже пустой дом. Что случилось и почему одна из них насмерть загрызла собственную хозяйку, сейчас выясняют следователи. Животных, которые, по словам соседей, почти всю жизнь провели на привязи, вряд ли как-то воспитывали. Одинокой женщине было не до того… Врачи боролись за её жизнь больше недели, но раны оказались слишком серьёзными. Теперь под вопросом – жизнь самих собак. Их усыпят.

В центре Бреста милиционеры в очередной раз пытаются достучаться до хозяйки двух крупных собак. Женщину уже наказывали штрафом, но её питомцы снова бегают по улицам. Недавно вот растерзали кота.

Ольга Игнатюк, житель г. Бреста: «Ребёнка мы водили в школу, потому что не известно, как собака себя поведёт. Ты взялся за собаку, так и отвечай за неё».

Сергей Дученко, начальник пресс-службы Брестского УВД: «Уточняются все обстоятельства, свидетели произошедшего. Но мы предупреждаем граждан и об ответственности за ложный вызов милиции. Поэтому проводим тщательную проверку и привлекаем к ответственности, только когда это действительно необходимо».

На занятиях кинолог скорее учит не животных выполнять команды, а людей – умению управлять собственной собакой.

Михаил Белый, кинолог: «Человек отзанимался 2-3 дня, а потом рассказывает сказки – что кинологи нам не помогли. Это длительный процесс».

Кинологический опыт Михаила Белого – более 20 лет. Свои первые курсы он проходил при ДОСААФ ещё в советское время. И, по мнению профессионала, собака, которую невозможно воспитать – большая редкость.

Время на занятия с собакой для хорошего хозяина никогда не станет обузой. Так что прежде чем заводить собаку – подумайте, будут ли вам в радость все хлопоты, связанные с питомцем.

Михаил Белый, кинолог: «В советское время служебных собак приравнивали к холодному оружию. А вообще, нужно заниматься воспитанием любых собак, просто потому что у любой собаки есть зубы. И маленькими в том числе».

Любовь Матусевич, владелец собаки (г. Минск): «У нас почему-то владельцы мелких собак считают, что воспитывать их, держать на поводке – излишне. А крупная собака может воспринять такую лающую мелочь как добычу. И легкого укуса хватит, чтобы убить».

В Швейцарии, например, все владельцы собак должны пройти курсы по ответственному содержанию, включая обучение животного. В Беларуси такого правила нет, хотя его стоило бы ввести. Чтобы и в наших реалиях влиять на тех, кто не просто не занимается собственным питомцем, но ещё и ставит под угрозу и жизнь окружающих, и собаки.

В Барановичах буквально на днях суд присудил владельцу собаки – помесь стаффорда и питбуля – выплатить
Br25 млн горожанину, на которого эта собака напала. Довольно большая сумма для Беларуси, она включает материальный и моральный ущерб, а также судебные издержки. Не исключено, что собака не сама вдруг набросилась на случайного прохожего. Подобные случаи и создают плохую репутацию – и собакам, и их хозяевам. Во ещё несколько примеров: в прошлом декабре на молодую женщину в Витебске набросились два крупных ротвейлера, а в августе этого года – в Минске на девушку, выгуливающую лабрадора, накинулся бультерьер. Атакующие собаки были без поводков и намордников.

Акция в Минске: работники коммунальных служб и пункта временного содержания животных объясняют владельцам правила выгула собак, раздают памятки и напоминают об ответственности. Рассказывают, как действовать, чтобы животное не потерялось, и для чего нужен номерной жетон ЖЭСа. Кстати, один из признаков ответственного владельца – наличие номера владельца на жетоне или на ошейнике собаки.

Тамара Цариковская, зам. директора пункта временного содержания животных «Фауна города» (г. Минск): «Я могу сказать, в каком ЖРЭО зарегистрировано животное, а дальше через ЖЭС можно выяснить владельца».

Нарушителей, говорят специалисты, с каждым годом понемногу становится меньше. Тем не менее, в этом году в Беларуси за нарушение правил содержания и выгула животных наказали более двух тысяч владельцев.

Правила содержания животных, по сути, просты. Животное должно быть зарегистрировано, на прогулке за ним нужно убирать, в общественных местах передвигаться в полной амуниции – то есть на поводке и в наморднике, категорически не заходить на территорию школ, учреждений, в магазины и кафе, а без намордника и поводка появляться только в отведённых местах – на площадках, в местах для выгула и в лесополосе.

Наталья Кузмицкая, житель г. Минска: «Да, постоянно на детской площадке постоянно. Я девочке говорю – мол, милицию вызовем. Говорит – вызывайте, что они сделают».

Наказать на нарушения могут штрафом: в самом запущенном случае – до 15 базовых величин, сейчас это более Br2 млн. А вот если человек не только нарушил правила, но его собака ещё и причинила вред здоровью людей или их имуществу – придётся готовить до Br4,5 млн. Возможен даже административный арест. Но дело не только в размере – неотвратимость наказания, пожалуй, самый действенный метод воспитания нерадивых владельцев, которые не понимают элементарных вещей.

Любовь Матусевич, владелец собаки (г. Минск): «Ну, как это, не убрать за собакой?»

Юлия Гунько, владелец собаки (г. Минск): «Да, у нас такие есть. И это очень обидно – когда я одна убираю из всего двора, а остальные нагло ходят в песочницу. А ведь люди потом судят всех, у кого есть собаки».

Американский стаффордширский терьер Али – яркий пример того, что любая собака, даже представитель весьма опасной породы, может быть милым, добродушным питомцем, а не страшилкой из вечерних новостей. Разумеется, при адекватном хозяине.

Юлия Гунько, владелец собаки (г. Минск): «В 4 месяца – курсы послушания, потом – защитно-караульной службы».

Основные нарушения, которые и во время нынешних рейдов отмечали коммунальщики – это нежелание марать руки уборкой за питомцем и прогулки в неположенных местах. В Минске сейчас оборудована 51 площадка для выгула. Немного, при том, что только легально в столице прописаны более 8,5 тысяч собак. Это те, которые зарегистрированы в ЖЭСах, и за которых хозяева платят налог. Разумеется, реальная цифра домашних питомцев гораздо больше – кто-то не сообщает о мохнатом друге, куда следует, по материальным соображениям – чтобы не платить, кто-то – из принципа. Мол, не знаю, куда идут деньги, и платить не буду.

Раиса Кузнецова, главный специалист отдела благоустройства Минского городского жилищного хозяйства: «Депутаты решают, с учётом мнения граждан – в общий котёл, как все налоги идут. В прошлом году пошёл в том числе и на гостиницу для животных».

Многие владельцы собак предлагают налог превратить в целевой сбор и пустить его на нужны как бездомных, так и домашних питомцев. Причём цели поставить конкретные – например, на оборудование площадок для выгула. Сейчас их строят за счёт городских средств и денег владельцев четвероногих. А денег, конечно, не хватает.

Сергей Дудкин, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Не исключаю, что этот вопрос можно будет рассмотреть».

Налог на собак у нас в стране не заоблачный: в месяц от
Br30 тысяч за маленьких и до Br112 тысяч за собак так называемых опасных пород. Его, кстати, не платят инвалиды по зрению, неработающие пенсионеры и неработающие инвалиды первой и второй групп. Для сравнения – в Германии привязанность к собакам будет стоить от 150 до 600 евро в год, в Испании – от 15 до 35. Но, по мнению многих, даже тех, кто платит за своих собак, проблема неплательщиков часто не в размере взимаемой суммы, а в подходе к делу.

Анастасия Щербо, владелец собаки (г. Минск): «У нас только обязанности, а прав нет. В других странах, например, если взял собаку из приюта – есть льготы».

Налоги за французских, немецких и других европейских собак тоже идут в общий бюджет городов. Но стоит учитывать, что из этих же бюджетных котлов власти весьма охотно достают деньги на программы по стерилизации, на содержание муниципальных приютов для животных, на оборудование мест для выгула и даже на гигиенические дог-пакеты.

Анастасия Щербо, владелец собаки (г. Минск): «Вот площадка простояла 20 лет, качественная, потом её снесли. До ближайшей – 3 остановки. Потом перенесли, но даже не огородили. Что-то люди растащили, что-то трактор сломал, когда траву косил. Но гулять здесь всё равно невозможно – болото, вода постоянно. Сейчас подсохло, а так вода стоит».

Разумеется, каждый квадратный метр земли, особенно в столице, стоит немалых денег. А на площадку места нужно достаточно. 100 квадратов на само выгульное место, которое должно находится не менее, чем в сорока метрах от жилых домов, быть в отдалении от школ и общественных мест. Часто такие отдаленные места привлекают не только собаководов.

Понятно, что в густонаселённых районах площадки для выгула размещать не будут. Видимо, коммунальщики уверены, что собакам здесь не место. Тем более что нормы на количество площадок в населённых пунктах н прописаны. Тем, кто живёт рядом с лесополосой или так называемыми местами для выгула (в отличие от площадок они не огорожены), можно сказать, повезло. В противном случае – выгул только на поводке и только в наморднике. От подобных правил рычать начинают даже владельцы.

Михаил Белый, кинолог: «Требуют, а отдачи нет. Например. Сделать степени. Третья степень – можешь гулять только на поводке. Первая – можешь без поводка».

Анастасия Щербо, владелец собаки (г. Минск): «Вот я сравниваю, 20 лет назад у нас были собаки, и сейчас – люди стали жёстче. Идёшь, в полной амуниции собака, на поводке, в наморднике, и всё равно слышишь – вот, поразводили».

В подобной ситуации помог бы соответствующий закон, чётко обозначающий не только обязанности собачников, но и их права, и что не маловажно – права самих питомцев на нормальную собачью жизнь. Без агрессии окружающих людей.

Разработкой закона «О содержании животных» займутся в 2015 году, и вероятно, до конца года даже успеют его рассмотреть. Кстати, людям можно будет внести в него свои предложения – через сайт парламента или при встрече с депутатами своего округа.

Сергей Дудкин, депутат Палаты представителей: «Например, обязательное чипирование – если собака убежала, можно будет проверить, искал её хозяин или нет, если нет – то давать штраф».

Как в городе примирить людей с собаками – пока в этой ситуации вопросов больше, чем ответов. Конечно, на всё нужны деньги. Может быть, первое время финансовые вопросы помогло бы решить аккумулирование налога на животных и средств от штрафов нарушителей? Ведь отношения к тем, кто изначально слабее, – детям, старикам и животным – это маркер общей культуры общества. И пока в нашем обществе собаки загрызают хозяев, как в дачном кооперативе на Брестчине, а хозяева натравливают собак на прохожих, как в Барановичах, видимо, нужно, чтобы эту культуру закон поднимал принудительно. Раз столько лет не получается добровольно.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram