11 июля – годовщина Волынской резни: почему в этом году поляки забыли обо всех претензиях к националистам УПА?

Что сегодня объединяет Украину, Польшу и Германию? Ответ может показаться странным, но это 43-й год и тысячи-тысячи убийств по этническому признаку. Раньше из-за Волынской резни эти государства чуть ли не враждовали между собой, как вдруг на почве русофобии случилась амнезия – поляки и украинцы забыли, что обвиняли друг друга в геноциде. 

Волынская резня стала этнической чисткой польского населения в теперешних Волынской, Ровенской и Тернопольской областях. Украинская повстанческая армия (УПА) устроила на этих землях кровавую бойню. Поселения вырезали под корень в буквальном смысле. Патроны не тратили. В ход шли топоры, ржавые серпы, вилы и ножи. Старики, женщины, дети – убивали всех, кого находили. Тогда погибли более 100 тысяч человек.

Валерий Надтачаев, историк: «Здесь речь идет в целом о поляках как об этносе – т.е. им отказывалось в праве не только иметь землю, какое-то имущество на территории Волыни, а в праве на физическое существование. На мой взгляд, это проявление геноцида, поскольку под удар попадали по признаку этническому. Этническая группа под удар попадала, а не какие-то там представители оккупационной власти или Армии Краевой».

Польская Армия Краева ответила тем же – за ними также числятся такие же кровавые рейды. Казалось бы, все объяснимо – зверство породило зверство, но ведь уничтожали и тех, кто не при чем. Белорусы – помнят. И когда речь заходит о том, что поляки, мол, чтут свою историю, между строк читается следующее: они ненавидят украинских нацистов, но не прочь восхвалять своих. Но геополитическая ситуация на карте мира повернулась к Польше таким местом, что пришлось полюбить и чужих нацистов, чьи последователи сейчас проходят через жернова денацификации на Украине. 

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Определенные болезненные для польского общества моменты исторической памяти уходят на второй план… Хотя опять же, поляки постоянно и настойчиво, даже на улицах Варшавы тем, кто забыл, что он приехал в Варшаву, что здесь песни про Бандеру не комильфо, очень могут жестко напомнить. Украина как анти-Россия и союзник Польши – это то, что для Варшавы официальной очень важно, и поэтому игра стоит свеч».  

Не комильфо получилось и выступление украинского посла в Германии, где тот, ударяя себя кулаком в грудь, пытался представить новый образ Бандеры. Особый сюрреализм заключался в том, что посол вещал на немецком языке. Мол, и что – что Бандера нацист, ведь Робин Гуд тоже нарушал законы… Сказочный дипломат.

Андрей Мельник, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Германии: «Робин Гуд также всеми почитаем, но он тоже поступал не по закону, действующему в то время».

Примечательно, что Германия (а ведь немцы как экс-нацисты и вовсе каялись перед всем миром) сейчас устраивает стендап-площадки, где дают слово тем, кто пытается обелить нацистов. Правда, уровень чарующего дилетантизма господина Мельника поразил не только хозяев всего Шервудского леса, но и задел чувства людей. Немецкий журналист, который вел с украинским дипломатом диалог, буквально вышел из себя, обрушивая доказательство за доказательством, что Банденра самый что ни на есть нацист. 

Тиль Юнг, журналист: «Были листовки, когда немцы вошли во Львов, там был такой текст: "Люди, вы должны это знать. Москали, поляки, венгры, евреи – ваши враги. Уничтожьте их. Ваш фюрер Степан Бандера"».

Надо признать, высказывания его коллеги – посла Украины в Беларуси – отличаются не сильно. А чему, собственно, удивляться? Ведь это говорит о том, что украинский дипкорпус и иже с ними – не что иное, как продут новый исторической политики, которую проводит киевский режим. И в этой новой реальности вряд ли кто-то удивится, если официальный Киев наречет Волынскую резню национальным праздником. 

Вадим Гигин, председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»: «Происходят очевидные вещи – это фашизация Украины, даже уже не бандеризация, а фашизация, хотя бандеровское движение, в принципе организация украинских националистов – это была форма украинского национального фашизма. Нынешний киевский режим всеми своими сущностными отличиями, всеми своими корнями уходит как раз-таки в бандеровское движение. Вот возьмите сейчас: в мае учредили новую награду Крест боевых заслуг – это бандеровская награда времен УПА». 

В Украине Бандеру с Шухевичем представляют героями, а врагами, стало быть, объявили тех, чьи памятники пустили под снос. Польше, несомненно, это на руку. Варшава даже готова изменить свое отношение к тем, кого считала врагами и убийцами своего народа. Но это не значит, что Украина стала их союзником. Польшу волнуют в собственные амбиции и команды западных кураторов. Если польские политики и дальше будут называть вещи своими именами, они лишь подтвердят, что Россия денацифицирует Украину вполне обосновано. Пришлось стиснуть зубы.   

Вадим Гигин, председатель правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»: «По поводу вот этой польской линии – ведь польские политики не любят никого из своих соседей, вот если посмотрите и по периметру границы пойдете и даже чуть дальше, у них ко всем есть претензии: и к немцам, и к чехам, и к словакам, и к литовцам, и к белорусам. И к украинцам, и к россиянам, ко всем. Поляки проводят достаточно самостоятельную линию – линую возрождения польского империализма, и они считают, что подобный компромисс с бандеровцами и их наследниками, он в их интересах для того, чтобы противостоять России».

Проще говоря, нынешняя польская власть готова играть в поддавки с киевским режимом, чтобы получить возможность контролировать территории, которые когда-то входили в состав Польши. Подобными амбициями Варшава болела и в 20-м году по отношению к Беларуси. Лекарство нашлось быстро, и ремейк Речи Посполитой, где Польша видит себя главной и диктует условия в регионе, так и остался мечтой за забором из колючей проволоки. Мечтать никто не запрещает. Непонятно во всей этой истории лишь одно – как Польша и Украина будут завтра справлять годовщину Волынской резни? 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Андрей Александров