В Островце прошло обсуждение отчёта об оценке воздействия на окружающую среду Белорусской АЭС

Наша страна пригласила к участию в слушаниях представителей литовских министерств и ведомств – именно литовская сторона до сих пор критикует строительство Белорусской АЭС – но никто из этих чиновников на дискуссию не приехал.
В Островце прошло обсуждение отчёта об оценке воздействия на окружающую среду Белорусской АЭС

Наша страна пригласила к участию в слушаниях представителей литовских министерств и ведомств – именно литовская сторона до сих пор критикует строительство Белорусской АЭС – но никто из этих чиновников на дискуссию не приехал.

Между тем присутствующие, а в Островце собрались и представители общественности Литвы, и литовские журналисты, получили от белорусских экспертов полные ответы на все свои вопросы.

Два пустых места за столом спикеров – для официальных представителей Литвы, которые на общественное слушание так и не приехали, несмотря на то что большая половина зала – наши соседи, которые действительно не получили ответы на все вопросы. Белорусский отчёт о безопасности АЭС, составленный по всем международным нормам и переведённый на литовский официальный Вильнюс не опубликовал.

Обнародование докладов по безопасности – стандартная практика. Процедура согласования предусмотрена конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду. В трансграничном контексте сокращённо конвенция называется ЭСПО. По этим правилам белорусскую АЭС обсуждали Австрия, Польша, Латвия, Украина. С Литвой белорусы пошли на второй круг переговоров.

Олег Давидюк на атомных станциях проработал больше 20 лет. Ленинградская, Игналинская, вот теперь Висагинская АЭС. К этим слушаниям специально подготовил доклад и привёз мнение своих коллег из литовского городка атомщиков. Но одну претензию – близость белорусской АЭС к Вильнюсу (56 километров) – не считает серьёзной.

Белорусские экологи в этой встрече видят перспективу для своей работы: возможность посмотреть, как влияют соседние европейские АЭС на белорусское приграничье.

Висагинская АЭС – замороженный проект, но ожидаемый инвесторами. Калининградский проект тоже подвергался критике с литовской стороны по безопасности. Тогда Россия и Литва не могли договориться, кто у кого будет покупать электроэнергию. Схему под копирку применили на Беларуси – без учёта, что белорусская АЭС – первый национальный проект.

30 реакторов работают сегодня в мире, модель которых выбрала для себя Беларусь. Информации много, и она доступна. Возможно, поэтому на общественных слушаниях было задано только 20 вопросов. В завершение всех желающих повезли на саму станцию показать то, что так долго собирались обсуждать.

Здесь, на производственной площадке АЭС, и закончатся переговоры. Представители литовской общественности смогут увидеть, сфотографировать, даже потрогать то, что им будет интересно. Документы о безопасности белорусской АЭС уже переведённые на несколько языков выложены в Интернет, эксперты ответили даже на повторяющиеся вопросы. И сейчас у всех, кто приехал, есть возможность сделать кадры для личного архива. Белорусская сторона надеется, что это станет финалом не самого энергоэффективного хождения по кругу одной и той же темы с нашими литовскими соседями.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

 

Подписывайтесь на нас в Telegram