Кандидаты имеют право использовать так называемую прямую рекламу: т. е. встречаться с избирателями и размещать свои информационные стенды на улицах города. Судя по тому, как активно прошёл старт, к выборам Москва подойдёт с массой скандалов, разоблачений и нелепых сенсаций.
Улицы Москвы с сегодняшнего дня во власти кубов и треугольников – так называются и выглядят информационные стенды кандидатов на кресло мэра российской столицы у всех шести претендентов. Геометрия нынешней избирательной кампании, похоже, не допускает плавных линий. 12 лет столица не выбирала градоначальника. Нынешнего мэра Собянина как человека Кремля горожане ещё до конца не приняли, оппозиционных кандидатов побаиваются, а привычный «вечный Лужков» теперь далече.
Алексей Мухин, директор Центра политической информации: «Конечно, Сергей Собянин претендует на большую часть этого электората порядка – 50-60%, но остальная часть электората, которая голосовала за Лужкова, – это и коммунисты, которые делегировали свои голоса Лужкову из-за Шанцева, и «яблочники», которые недовольны тем, что Митрохин стал во главе партии; кому отдаст голоса этот электорат, пока неизвестно. За эти голоса и будут бороться и Мельников, и Митрохин, и Навальный».
Два бесспорных фаворита гонки – исполняющий обязанности мэра Сергей Собянин и борец с коррупцией, без пяти минут заключённый, Алексей Навальный. Их кампании все аналитики называют схожими. Если первый ездит по городу, осматривает парки, открывает дорожные развязки, то второй тут же комментирует: как это усложнило жизнь москвичам, сколько денег было украдено и как его команда сделала бы здесь город-сад.
Это время, когда главное кресло здесь, в мэрии на Тверской, 13, теоретически остаётся вакантным, москвичи уже назвали временем сладких обещаний и аттракционом невиданной щедрости. Все кандидаты выглядят «белыми и пушистыми», и почти каждый доказывает, что именно с ним у руля Москва заживёт лучше. Рефреном во всех программах – обещания избавить город от пробок, сделать его зелёным и удобным для жизни, очистить от мигрантов. Словом, говорят то, что хочет услышать избиратель! А вот вопрос, насколько он в эти обещания верит – другой. По опросам социологов на выборы мэра пока готовы пойти всего 40% москвичей.
Четверо других кандидатов, из дебютантов, уже на начальном этапе переходят в аутсайдеры. Их общая поддержка вряд ли дотянет и до 10%. Но агитационная кампания – хороший, а, главное, недорогой способ саморекламы. Поэтому обещания, часто очень спорные, льются рекой. Геям говорят о возможности проведения парадов в центре Москвы, работающим дамам предлагают ежемесячно два дня оплачиваемого отпуска в так называемые критические дни.
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии: «Для некоторых кандидатов задача минимум – заставить говорить о себе, которую они решают любыми способами, и нечего тут удивляться. Отчасти в этой логике работает и Алексей Навальный. Опросы показывают, что узнаваемость у него достаточно приличная».
Но узнавать – не значит доверять и выбирать. Как будто бы в подтверждение этому здание мэрии одели в строительные перетяжки и леса. Реконструируют лишь фасад. Внутренней перестройки, судя по всему, на Тверской, 13 в ближайшее время не предвидится.
Подписывайтесь на нас в Telegram