Не успел зарегистрироваться – плати больше: за первые часы эксплуатации система BelToll зафиксировала сотни нарушений правил оплаты

С 1 августа начала действовать новая система оплаты проезда по платным дорогам «БелТолл». Запустили её ровно в полночь.
С 1 августа начала действовать новая система оплаты проезда по платным дорогам «БелТолл». Запустили её ровно в полночь.
 
Эта «штука» – бортовое устройство. Теперь без него дальнобойщикам и иностранцам на основные магистрали Беларуси лучше не выезжать. 1 августа – новая точка отсчёта километров и денег. И новое слово «БелТолл» уже на всех водительских устах. Электронную систему сбора платы за проезд – это совместный проект Министерства транспорта и австрийской компании «Капш» – запустили ровно в полночь.
 
Система сбора платы за проезд в Беларуси была и раньше. 17 лет на трассе М-1 Брест – Минск – граница России действовали четыре пункта взимания денег. Но прежняя система устарела и физически, и функционально. С внедрением новой станет проще водителям, да и бюджет должен пополниться платежами на четверть больше, чем год назад. «БелТолл» – один из важнейших инвестиционных проектов для нашей транзитной страны. О чём в сентябре прошлого года на совещании говорил и Президент.
 
Для создания новой современной системы сбора платежей пригласили австрийскую компанию. Год назад она запустила такую же систему в Польше. Преимущества? Теперь без очередей, шлагбаумов и неизбежных остановок на трассе. Всё завязано на технологии специализированной радиосвязи. Автомобиль приближается к порталу, и его «замечает» лазерный датчик. Затем включается в работу второй датчик, который распознаёт машину по габаритам. И выясняет – нужно ли водителю оплачивать проезд? Далее происходит радиообмен с бортовым устройством и деньги списываются за определённое количество километров. Проект – коммерческий. Оборудование – австрийской компании. Сумма вложений – 267 миллионов евро, которые за три года должны вернуться.
 
Эрвин Топлак, главный оперативный директор компании Kapsch TrafficCom AG (Австрия): «Мы отвечаем не только за создание системы, но и за её эксплуатацию на протяжении 20 лет. И в рамках контракта есть положение о том, что происходит с системой и оборудованием. Система уже по контракту принадлежит государству. Да, никто не любит платить за проезд. Но если рассматривать дорогу как продукт – вы же хотите получать хорошее качество пользования дорогой! Ещё один момент: хорошая дорога – это быстрая дорога».
 
Система запущена, инвестор доволен так, что даже шутит: приехали, установили, чтобы теперь самим и платить. Но тарифы вряд ли отпугнут: теперь любой иностранец на легковом автомобиле, кроме белорусов, россиян и казахстанцев (гражданам Таможенного союза бесплатно), выложит 4 евроцента за километр. Например, дорога от Бреста до Минска обойдётся в 14 евро. А вот если ехать на машине с массой более 3.5 тонн, то есть грузовике или автобусе, то платить придётся абсолютно всем, независимо от страны. Владелец выложит от 8 до 12 евроцентов. Разница зависит от количества осей на автомобиле. Это дороже, чем было, примерно на четверть. Проскочить без оплаты не получится – камеры зафиксируют номер машины. За единичное нарушение – повышенный тариф от 50 до 260 евро. А проехать всю страну без оплаты и регистрации обойдётся уже почти в 1000. Так что бортовое устройство в машине теперь для дальнобойщиков и иностранцев – такой же непременный атрибут, как огнетушитель или аптечка. Водителю аппарат обойдётся от 20 до 50 евро, подключать к питанию не нужно, аккумулятора хватит на пять лет. Но приобрести прибор оказалось не так просто. Ажиотаж сделал своё дело. Те же, кто получил заветный прибор, говорят: спешить надо было заблаговременно, а не в последний день.
 
Анатолий Соловей, предприниматель: «Я был, когда здесь такого не было. Пришёл две недели назад и без проблем купил. Просто, если даже 28 декабря сделают, то придут получать 26. Ждут до последнего».
 
Максим Юхович, консультант системы «БелТолл»: «Открытая регистрация была уже с 3 июня, офис работал. Информация была. Люди приходили, регистрировались, но их было мало».
 
В «БелТолле» полагают, что за пять дней всё придёт в норму: в стране работают 56 станций оплаты и контроля. А тех, кто всё-таки рискнёт ехать без аппарата, ждёт транспортная инспекция.
 
Кстати, первого нарушителя выявили уже спустя три минуты после запуска – им оказался российский автовоз. И контроль будет не только на дороге, но и на пунктах пропуска.
 
Польские дальнобойщики границу пересекли утром. Там же и зарегистрировали приборы, но привыкать не пришлось – подобную систему они опробовали ещё год назад у себя на родине.
 
Дамиан Разводовски, водитель (Польша): «Всё хорошо, удобно. Оформился сегодня утром на "Козловичах"».
 
Итак, платными стали в общей сложности 815 км дорог страны. Вся магистраль Брест – Минск – граница России и отдельные отрезки дорог от столицы в направлении Витебска, Гомеля, Гродно и Могилёва, а также вся дорога от Минска до Национального аэропорта. Оплатить километры можно наличными и с помощью топливной карты. Причём рассчитаться можно и до поездки, и по факту.
 
Евгений Рокало, начальник главного управления автомобильных дорог «Минтранса»: «Деньги, собираемые как по старой системе, так и по новой системе с 1 августа, – это доходная часть бюджета, соответственно, дорожная инфраструктура, автодороги – это расходная часть бюджета. Чем больше мы положим в копилку бюджета, тем больше мы можем рассчитывать на расходную часть, на поддержание дорог и строительство новых».
 
Платить за дорогу – общеевропейская и мировая практика, ведь именно платные дороги – самые быстрые и удобные. В Хорватии, например, 3% магистралей, а в Италии 2% – только за деньги. Берут кроны и за въезд в столицу Норвегии Осло. Но и там, и в Беларуси все дороги платными не станут. Рядом будет и бесплатный путь, но он, как правило, не такой быстрый и удобный. Так что в любом случае у автомобилистов останется выбор.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram