Трагедия на озере Белом, когда утонули трое детей и двое взрослых, без преувеличения повергла общественное мнение в шок.
А случилось всё в Житковичском районе Гомельской области 14 июля. Как выяснило следствие, владелец лодки, пытавшийся ею управлять, был пьян. Спасательных жилетов на пассажирах не было. Как же можно настолько безответственно относиться к собственной жизни и жизни родных и близких? А насколько серьёзно мы с вами относимся к отдыху на воде? Ведь сейчас, что называется, самый сезон.
Отдых на озере Белом в Житковичском районе сразу для нескольких семей неделю назад стал «чёрным». Ещё утром ничто не предвещало беды, пока не поступило предложение покататься на лодке. Всего за 100 тысяч. Желающих набралось 10 человек. Половина – маленькие дети. Желающие прокатиться, возможно, даже не знали, а рулевой почему-то не задумался, что это – экстремальный перегруз для легкого дюралевого судна.
Набрав скорость, рулевой катера выполняет вираж. Крутой поворот – и судно черпает воду. Теряет устойчивость, переворачивается на десятиметровой глубине и идёт ко дну. Одна женщина погибает сразу же, ещё одна и трое мальчиков четырёх, пяти и семи лет тонут за считанные секунды… На поверхности остаётся лишь надувной круг – на нём ехал мужчина, не поместившийся в лодку. Одной рукой он хватает дочь, другой – жену, ещё трое, в том числе и рулевой злосчастного круиза, хватаются за надувной круг.
Максим Ахромкин, исполняющий обязанности начальника Житковичского отдела Следственного комитета Беларуси: «Он не предпринимал никаких мер по спасению людей. Детей и других пострадавших спасал другой мужчина».
Сейчас 40-летнему Дмитрию Володько предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации маломерного судна, повлёкшем по неосторожности смерть. Ему грозит до семи лет лишения свободы. Следователи фиксируют целый «букет» нарушений. Лодка не была зарегистрирована, перегружена. Конструкция судна изменена, спасательный жилет всего один – это на десять человек! Владелец выжал максимум из своего форсированного мотора, который и ставить-то нельзя было на подобную лодку.
Спасатели на воде не скрывают: таких нарушений у владельцев лодок полно. На самом крупном водоёме страны – Вилейском водохранилище – в самые «клёвые» для лова дни собираются несколько тысяч рыбаков. Правда, спасательные жилеты, которые так же обязательны, как ремень безопасности в автомобиле, есть далеко не у всех.
Комфорту минчанин Роман уделяет повышенное внимание: специальный стульчик, чтобы спину не ломило. А вот жилет для рыбака – обуза.
Роман, рыболов-любитель: «Не хочу хвастаться, но плаваю очень хорошо. Когда хожу на Минском море, жилет надеваю, а здесь – берег рядом и волна низкая».
Его «сосед по волне» Андрей тоже уверяет – жилет не главное.
Андрей, рыболов-любитель: «Волна небольшая, плавать умею, а если что – за лодку».
Самоуверенность в собственных силах у наших граждан зашкаливает. И ведь спасатели даже не могут оштрафовать – только предупредить! К тому же сегодня рыбак может поднимать волну хоть на корыте, лишь бы было зарегистрировано. Ещё три года назад владельцы лодок должны были проходить техосмотр. Сейчас это правило отменили.
Казалось бы, всё для людей, только люди подобное послабление поняли по-разному.
На каждой лодке есть несколько ёмкостей, заполненных воздухом и пенопластом. Эти баки плавучести находятся по бортам судна, в его носовой части и не дают лодке пойти ко дну. Но забота о безопасности конструкторов завода-изготовителя владельцам лодок ни к чему, им тюнинг нужен! Они вырезают баки плавучести, обшивают лодки деревом или пластиком. Всё ради комфорта! А собственная безопасность – дело десятое.
Две недели назад журналисту довелось рыбачить в Финляндии и столкнуться с местной водной полицией. Спасательный жилет – обязателен! Алкоконтроль! Детальная проверка судна! Требования очень жёсткие, но спустя минуту понимаешь, что они сводят к минимуму весь твой риск. В Финляндии говорят: водная гладь – это та же дорога, а лодка – та же машина. На европейских пляжах каждому желающему прокатиться на банане в первую очередь наденут жилет. В США при покупке лодки нужно пройти строгую сертификацию лодки, техническую инспекцию двигателя и обязательно установить радиостанцию! Подобные жёсткие меры действуют в Германии, где гибель на водоёмах составляет не более 1 человека на 100 тысяч жителей. В Беларуси – в восемь раз больше!
Николай Гордынец всю жизнь мечтал о яхте. Купил. И те, кто поднимаются на борт «Пилигрима», надевают спасательный жилет. Даже молодожёнов, которые Николая прозвали Фёдором Конюховым и попросили прокатить, заставил надеть.
Николай Гордынец, яхтсмен: «Когда ветра нет – скучно, когда ветер есть – страшно. А безопасность… Её утопить невозможно, она непотопляема. Баки плавучести есть. В жилете, потому что есть техника безопасности. И всё может случиться».
Он и в шутку и всерьёз говорит, что «Титаник» тоже считали непотопляемым, а к чему привела самоуверенность?
И ведь в чём-то прав герой фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» товарищ Дынин! За прошлый год в стране утонуло 705 человек. И только четверо из них не умели плавать! Причины трагедий: недосмотр родителей, приступ болезни, нарушение правил эксплуатации плавательных средств. Но 90% погибли из-за собственной самоуверенности и несоблюдения правил поведения. И больше половины утопших находились в алкогольном опьянении! Кстати, рулевой катера на озере Белом в момент аварии тоже находился «под градусом». Спасатели говорят: что только не вытворяют люди возле воды! Особенно под влиянием градуса.
Им море уже не по колено – по щиколотку! Замечено: культура людей прямо пропорционально влияет на последствия. Спасатели уверены: надо срочно менять сознание людей, которые попросту не контролируют себя и полагаются на пресловутый славянский «авось».
Александр Ровдо, начальник Вилейской спасательной станции: «Каждый реагирует по-разному и думает, что с ним несчастный случай не произойдёт. Кто-то слушается, кто-то говорит, что спасатели должны за ним следить и сопровождать. Дело не в количестве спасателей, дело в людях».
Можно, конечно, ввести драконовские запретительные меры. Но принесут ли они должный эффект? Ведь законопослушность не у всех в моде. В той же Финляндии в школах есть обязательный урок – плавание. Скандинавы даже сдают по нему экзамены – теоретический и практический. А потому с юных лет знают, как вести себя в воде и возле неё. А ведь в Беларуси тоже хватает воды – 10 тысяч озёр, 20 тысяч рек, тысяча водохранилищ… Только вот до осознания ценности жизни и культуры поведения на воде нам ещё плыть и плыть.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram