8 июля высшие учебные заведения так называемого первого потока начали приём документов абитуриентов.
Тут выяснилась, что каждый четвёртый из 120 тысяч сдававших централизованное тестирование в 2013 году даже гипотетически не сможет подать документы. Не пройден 15-балльный порог, нужный для того, чтобы получить на руки сертификат ЦТ.
Так что же происходит с нашими школьниками? Не хотят учиться? Или дело в чём-то другом?
Это та самая выпускница Нина Барадулина – «олимпийская чемпионка» централизованного тестирования с золотой медалью после школы. Триста баллов из трёхсот возможных. Максимальный результат по русскому, английскому, математике – такие же успехи ещё только у одной абитуриентки. Вслед прохожие не оборачиваются, но Интернет заинтригован: как удалось, когда больше 40% вышли почти ни с чем?
Ещё весной в Министерстве образования объявили – минимальный балл для поступления в вузы повысим вдвое. То есть бывшему школьнику, чтобы пробовать силы в университет, нужно будет получить не меньше 15, 10 и 20 баллов по предметам. Перепрыгнуть эту планку из 113 тысяч потенциальных абитуриентов знания не позволили 37%.
Проблема не только учеников, но и образовательной программы – так считают те, кто часто за короткое время пытается подтянуть абитуриента. Не секрет, что ни один репетитор не даёт материал по школьным учебникам, да и акценты ставят совершенно на другом.
Евгений Ливянт, репетитор по физике и математике: «Программа не совсем логичная. То, что нужно разбирать месяц – быстрее не получится понять линейные уравнения – разбирается три урока».
Физика и математика в этом году – бич поступающих. Именно по этим предметам срезалось большинство. Михаил Волков посвятил работе в школе 30 лет. Ученики заслуженного белорусского педагога не раз занимали первые места на олимпиадах благодаря нестандартной подготовке.
Михаил Волков, заслуженный работник народного образования Беларуси: «Сейчас программа по математике рассыпана как горох. Учитель каждый раз приходит и каждый раз говорит, что сейчас новая тема. И каждый раз ученик неумный. Для него же всё новое. А в 50-х годах у нас была отличная программа, которая позволяла ученику понимать, что происходит».
В Министерстве образования считают, что дело не в программе – всё, что должен знать школьник, заложено в этапы 11-летнего обучения. А вот как уже он это поймет и насколько будет хорош преподаватель – дело везения. Тут и комментарии не нужны. В Республиканском институте контроля знаний согласованность ЦТ и школьной базы подтверждают. Ведь авторы, составляющие задания для тестирования, трудятся и над учебниками. База задач формируется уже 11 лет, и ничего нового за это время ни в арифметике, ни в русском не придумали. Зато как списать – способов появился миллион. Правда, время, когда преподаватели могли не знать о наушниках и хороших камерах в мобильных устройствах, закончилось – теперь проверяющие подкованы не хуже сдающих. На белорусском ЦТ, кроме преподавателей вузов, работают эксперты из Госконтроля. Обмануть систему в этом году только раз попытался ученик из Бреста – наушник изъяли, с экзамена выгнали. Знать заранее ответы – вообще невозможно.
Наталья Шарляй, начальник управления по разработке и сертификации тестов: «Ответов нет. Когда методист начинает формировать задание по предмету, то он видит только эти задания. А правильные варианты ответов уже будет формировать экспертная группа, но только после того, как экзамен пройдёт. Всё запечатывается, передаётся фельдегерской службой по закрытым каналам связи. В той же России всё по-другому».
У наших соседей-россиян ответы на ЕГЭ (единый государственный экзамен, аналог ЦТ) только в этом году в сети появлялись 30 раз. Территория и часовые пояса позволяют: на Дальнем Востоке сдали – в Интернет варианты с ответами выбросили, в Москве перед экзаменом почитали. В кавказских республиках ситуация вообще неподконтрольная. В Дагестане аннулированы тысячи работ с высокими результатами.
По одной из версий российских журналистов, дело даже не в коррупции, а в идейном подрывательстве прямо в Министерстве образования. Похожие скандалы периодически возникают в Украине, Молдове, Казахстане. Потому и количество жалоб там просто зашкаливает. Да и в Беларуси есть случаи, когда абитуриент уверен, что его работу проверили неправильно. Только вот кто? Каждый бланк с заполненным тестом в Институте контроля знаний сканирует компьютер. Но чтобы избежать малейших неточностей (так ли компьютер понял, что написал ученик), проверяют корректоры. Пять раз. Затем ответы с правильными сравнивает уже машина. Правда, бывают и особые случаи.
Ольга Станкевич, корректор отдела мониторинга и методик контроля Республиканского института контроля знаний: «Пишут нам “простите, я всё забыл” или стихи “военкомат, как зал чудес – на час зашёл, на год исчез”».
И даже это заносится как «ответ». Специалисты называют это криком души двоечника. Тогда как отличники как раз боятся не попасть в нужную клеточку. Этому страху Нина даже сегодня не улыбается. Слишком много труда могла перечеркнуть в один экзаменационный день.
Нина Барадулина: «Ходила на все занятия, школьных уроков, конечно, мало, все факультативы, посещала все».
Девушка уже определилась со специальностью – факультет международных отношений. Это, кстати, самое престижное место для учёбы последние несколько лет. Высокие баллы и в МГЛУ – на переводческие специальности, в БГУИР, где готовят будущих «айтишников», не отстаёт и «мед» – стоматологическое отделение берёт только самых лучших. Что не давалось, Нине объясняла мама – тоже педагог. Вот и получается, что обошлось вроде без платных учителей, но не без репетиторства. Получается замкнутый круг. Школа даёт базис, но для поступления в вуз нужна надстройка. А кто её делает – платный репетитор, мама-учитель или неравнодушный школьный педагог – вопрос везения. Можно ли изменить школьную систему так, чтобы не нуждаться в надстройке – ответить могут только специалисты. Но есть пример: сегодня педагогический университет, готовящий ретрансляторов знаний, в рейтинге вузов для поступлений занимает место в хвосте. А нужная сумма баллов здесь – всего 70 по четырём предметам. Для сравнения, чтобы стать врачом, нужно минимум 300 баллов, экономистом или инженером – за 200.
Это последний день, когда университетские коридоры пустуют. 15 июля, как и в БГУ, в большинстве вузов начнёт работать приёмная комиссия. Кстати, здесь и к сложности ЦТ, и к повышенной планке минимального балла относятся позитивно. Считают, что поступить в вуз должно быть непросто. Тем более что учиться в основных университетах страны: медицинском, техническом, экономическом, белорусском государственном – сложно. И всё равно здесь будут и конкурс, и донабор. Единственную суматоху ожидают за сутки до окончания вступительной кампании, когда будущие студенты будут видеть свой рейтинг и перекидывать документы на специальности, куда попадают по баллам. Но и это вполне отрепетированная схема.
Проблемы от повышения требований по знаниям могут возникнуть у вузов второй величины. Хотя и здесь ситуация непредсказуемая. Многие до сих пор готовы платить за мифическое заочное высшее образование даже в соседних Брянске и Смоленске, чем получить рабочую специальность. Но это уже свободный выбор альма-матер пусть и не максимального рейтинга, зато со стабильным спросом будущей профессии на рынке труда. А ведь именно ради работы люди и получают образование.
Подписывайтесь на нас в Telegram