Поселок Борковичи Верхнедвинского района не одно десятилетие разделён пополам железнодорожными рельсами. Вместо обходной дороги люди выбирают путь прямо по рельсам, а то и под вагонами, чтобы только не тратить на обычный поход в магазин полчаса.
Если бы проходили соревнования по скоростному преодолению железнодорожных составов, то жители посёлка Борковичи были бы фаворитами. Дорога на работу или в банк лежит через пути, и людей не останавливает, если на них стоит поезд.
Под стук колёс посёлок Борковичи живёт уже не одно десятилетие. Вот только сейчас, по словам сельчан, вся жизнь под красный сигнал семафора. Пробки здесь не автомобильные, а железнодорожные. В ожидании колеи поезда стоят часами.
Самый обычный поход в магазин, больницу или сельсовет для жителей посёлка Борковичи сопряжён с риском для жизни, железнодорожные пути разделяют населённый пункт пополам, переезд – самая кратчайшая дорога из одной части посёлка в другую, и местных жителей не останавливает, когда здесь стоит один, два или три железнодорожных состава.
Кто-то выбирает дорогу под вагоном, а кто-то между. Способ преодоления такого препятствия у всех разный. Беременные женщины, мамы с детьми, пожилые люди таким образом тратят на дорогу три минуты вместо 30.
Елена Рубина, жительница посёлка Борковичи: «А если дети малые, то под поезд ребёнка передали, через тормоз перелезли и опять. Вот такая ситуация у нас, потому что если ты будешь обходить или ждать, ты просто никуда не уедешь и на работу опоздаешь».
Обойти железнодорожный состав можно, вот только зачем? Если вагоны стоят там, где должны ходить люди и путь человека всё равно лежит через поезд. Без риска для жизни, это если железнодорожный состав обойти полностью. Вот только раньше было по 20 вагонов в составе, а сейчас пойди сосчитай!
Мария Водчиц, жительница посёлка Борковичи: «Раньше составы меньше стояли, пройдёт поезд, и дорога открыта, а сейчас сплошь и рядом по четыре и по пять составов, и вынуждены лезть».
У многих местных жителей за плечами штраф – их выписывают здесь исправно: последний рекорд за такой экстремальный переход – 300 тысяч белорусских рублей. Но меньше людей от этого ползать под поездами не стало. Разве что школьники взяли временный перерыв.
Елена Иванькова, жительница посёлка Борковичи: «Когда дети идут в школу, это где-то 7:45 утра, практически всегда поезд стоит, возвращаются дети после трёх и, как правило, поезда чаще всего стоят».
Через Борковичи проходит основной транспортный коридор к Балтийский портам. Работают на пределе возможностей, рассказывают железнодорожники. Как сегодня, дорога здесь не была загружена никогда. О трудностях этого перехода знают и готовы решать проблему, только не в одиночку.
Павел Ермалович, первый заместитель начальника Витебского отделения Белорусской железной дороги: «Мы не остановим движение по железной дороге, мы будем вести поезда, но население не должно от этого страдать, что их больше устраивает пешеходный переход, может их тоннель устроит, это должны решать они на уровне местных органов власти».
Елена Есипенок, председатель Борковичского сельсовета: «Нам какой-то вариант нужно искать, потому что очень опасно, и неоднократные случаи, и со смертельным исходом или отрежут ногу, руку…»
Что пока лучше всего удаётся, так это переписка: с 2006 года идёт регулярный обмен письмами. А местные жители продолжают каждый день нырять под поезд с головой.
Подписывайтесь на нас в Telegram