Война поэта: как Колас освобождал Беларусь? Трофеи классика показали ко Дню Независимости

«Снится мне лес и белые грибы» – написал это Якуб Колас. 70 лет назад уже единственный народный поэт БССР покинул Ташкент и переехал в Москву, ближе к Родине. Начиналось освобождение Беларуси. О роли классика в нём говорили сегодня. В столичном Доме-музее
Война поэта: как Колас освобождал Беларусь? Трофеи классика показали ко Дню Независимости

«Снится мне лес и белые грибы» – написал это Якуб Колас. 70 лет назад уже единственный народный поэт БССР покинул Ташкент и переехал в Москву, ближе к Родине. Начиналось освобождение Беларуси. О роли классика в нём говорили сегодня. В столичном Доме-музее Песняра открылась выставка одной поэмы.

Чёрный чай, чёрный карандаш… назад в 1943-й! Так поэт шёл за армией. Колас заштриховывал пядь за пядью новой земли, свободной от нацизма. Карту на газетной бумаге классик сам привезёт в эти стены. До сих пор экспонат был в фондах Дома-музея.

Міхась Міцкевич, сын Якуба Коласа: «Цэлы шэраг сатырычных вершаў выходзілі з-пад яго пяра менавіта ў Ташкенце. Ён жа кожную раніцу бегаў да рэпрадуктара, каб паслухаць апошнія паведамленні, што адбываецца на франтах. І, канешне, вельмі балюча пераносіў».

Июль 1943 года семья поэта встретила в Ташкенте. Его климат Колас переносил болезненно. Врачи то и дело заключали «воспаление лёгких». О нелёгких буднях и портрет Песняра – чёрным соусом. Это разновидность пастели. Сам же «Дядька Якуб» (обращение тех дней) вершил «Суд ў лесе» чернилами.

Зінаіда Камароўская, дырэктар Дзяржаўнага літаратурна-мемарыяльнага музея Якуба Коласа: «Асобныя яе часткі надрукаваны ў газеце «Фрунзавец», ташкенцкай. Гэта паэма гучала па радыё. Я хачу сказаць, што дзякуючы Якубу Коласу была адкрыта праграма Ташкенцкага радыё, дзе ішлі перадачы на беларускай мове тры разы на месяц».

Из редакции в музей и придёт рукопись той поэмы. Сохранит её коллега Коласа Эди Огнецвет. К слову, первое название строк о белорусских партизанах – «Мікітка». Читайте письма классика на выставке. Четыре страницы 70 лет назад издадут в Москве. Автографы поэта – друзьям, милым, дорогим. Например, будущему свояку Янке Мавру.

В победном мае 1945 года Якуб Колас посадил эти дубы: один – личный, второй – посвящение старшему сыну Даниле, третий – для младшенького Михася. Двумя года позже вырастет и четвёртый. Даже после войны народный поэт БССР не верил, что средний, Юрка, так и не вернётся домой.

А летом 1943 года классик ещё ходил в тюбетейке, ел плов из пиалы. И главное, приближал словом независимость Родины. Война в трудах принесёт Коласу первую Госпремию СССР.

Подписывайтесь на нас в Telegram