Исторический «Яблочный пирог» открывает программу Национального арт-феста «Театр Уршули Радзивилл». Но вновь афиши без пьес первой женщины-драматурга Беларуси. Так кому же сегодня служат музы?
Актёры – в роль лишь ступив на брусчатку. В замковом дворе дают былое. «Яблочный пирог» Нового театра Минска – спектакль, где война и мир по Наполеону. Стены дома Радзивиллов знают, как штурмовали французы 200 лет назад. Живее декораций для драмы из истории не найти.
Алексей Будник, заведующий сектором Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Тяжело говорить так точно на 100%, но есть упоминания, что порою действа протекали во дворе и все смотрели через окна или выходили на небольшие балконы для удобства».
Сегодня они за подмостками. А в партере – полтысячи мест под открытым небом. Смотрим – Театральный зал. Здесь в XVIII век чувств разыграли «Остроумную любовь». Такое название первой пьесы княгини-драматурга. Уршуля Радзивилл напишет 16 комедий, трагедий. Их издадут отдельным томом. И ещё в своём театре она будет сценографом.
Театральные чудеса эпохи барокко сегодня кажутся наивными игрушками. И в тоже время не просто популярными, а модными. Сидя в зрительном зале, можно попасть под проливной дождь, услышать шум ветра и увидеть деревянное цунами.
Снова востребованные в США и Японии машины на наших площадках пока редкость. А так хотелось бы их вернуть – судя по реакции публики в музее. Впрочем, не играют на родине первого придворного театра Восточной Европы (занавес открыли ещё в 1740 году) и пьес Уршули, и других Радзивиллов. Например, Матея – автора первой нашей оперетты «Агатка».
Сергей Ковальчик, художественный руководитель арт-феста «Театр Уршули Радзивилл»: «Началось ведь, мне кажется, с Людовика, которому Мольер показывал на пленэре, на природе свои великолепные постановки, свои балеты, свои спектакли драматические, свои дивертисменты. Никто не запрещает сегодня провести в Несвиже 3 дня, как отдыхали короли».
Новые у второго арт-феста и слоган, и худрук. Это он – Ковальчик – поставил в наши дни художественный вымысел «Пане Коханку» на сцене Горьковского. Премьеру о «белорусском Мюнхгаузене» с блистательным Ростиславом Янковским уже посмотрели тысячи. На столько должен вырасти и театр, где всё начинается совсем не с вешалки.
Подписывайтесь на нас в Telegram