Два колеса – жизнь одна

Госавтоинспекция выступила с инициативой контроля шума, производимого стритрейсерами – любителями ночных гонок на городских улицах и особенно – байкерами.
Два колеса – жизнь одна

Госавтоинспекция выступила с инициативой контроля шума, производимого стритрейсерами – любителями ночных гонок на городских улицах и особенно – байкерами.

Как оказалось, многие несознательные любители адреналина не только не имеют регистрационных номеров, но и о водительском удостоверении категории «А», дающем право на управление мотоциклом, имеют весьма смутное представление. Такие лихачи надеются на мощь своих мотоциклов, позволяющую в случае встречи с инспектором попросту скрыться. Между тем подобные гонки часто заканчиваются трагедией. Неделю назад байкер насмерть сбил 21-летнего парня, который переходил дорогу на зелёный сигнал светофора в Минске.

Вот так страшно и быстро умер Вячеслав Шавель. Именно он переходил дорогу в тот момент, когда удиравший от погони ГАИ мотоциклист рванул на красный свет. Славе был 21 год. Ещё накануне он нянчил на пикнике своих племянников Влада и Алёнку. Души в них не чаял. Мечтал о своей семье. Построил квартиру и как раз заканчивал ремонт, но переехать от родителей не успел. Теперь в его комнате поселилось горе.

Не могут поверить в случившееся и на Минском моторном заводе, где работал Слава. Искренний, отзывчивый, душа компании. К этим словам коллеги никак не могут присоединить жестокий глагол «был».

Мотоциклист, протаранивший Cлаву Шавеля, отделался переломом предплечья.

Злополучный мотоцикл сейчас находится на штраф-стоянке, на нём до сих пор видны следы крови. От удара пешехода отбросило на 15 метров, а мотоциклист с пассажиром ещё продолжали движение. Они упали только через 200 метров.

Этот спортбайк будущий убийца купил за 4 дня до трагедии и не успел его даже зарегистрировать. Не было у него и прав на управление мотоциклом. Тем не менее, за день до аварии он уже носился с бешеной скоростью по Минску. Тогда его и задержал патруль ГАИ. Мотоцикл отогнали на штраф-стоянку. Владелец заплатил штраф, утром забрал свой спортбайк, пообещав как можно скорее получить права и номер, но к вечеру снова сел за руль.

Скорость мотоцикла была около 180 километров в час. Помимо погибшего пешехода, водитель сломал жизнь и своему пассажиру – после перелома основания черепа он, скорее всего, останется инвалидом.

Нам удалось встретиться с водителем, совершившим смертельную аварию. Пока он проходит лечение и мера пресечения не избрана.

Жуткая авария буквально взорвала интернет-форумы. Наиболее кровожадные пользователи призывают линчевать виновника ДТП, а заодно и всех остальных байкеров.

Охоты на ведьм со стороны ГАИ старые байкеры не боятся. С инспекторами они уже успели наладить тёплые отношения. Во многом благодаря тому, что, как ни удивительно это звучит, соблюдают правила, показывая трюки и скоростные возможности своих байков лишь во время специальных шоу. Однако на улице много и тех, кто даже не реагирует на просьбу остановиться и превращает городские проспекты в гоночные магистрали. Среди таких существует правило переоборудования глушителей байков так называемыми будильниками города.

Финиш таких экстремальных заездов нередко заканчивается на кладбище. Ведь преследовать гонщиков на оживлённых улицах ГАИ почти не рискует, можно спровоцировать аварию.

Сергей Руденко, командир специального подразделения Управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Преследование – это исключительная, крайняя мера. Нужно развивать видеофиксацию не только за скорость, но и за пересечение перекрёстков, движение по полосам».

Но и штрафы не панацея от лихачества. Многие нарушители готовы платить. За адреналин.

За ужесточение наказания выступают даже психологи. По их мнению, профилактические беседы сотрудников ГАИ с нерадивыми байкерами – это потерянное время.

Много нареканий городских жителей и к ночному шуму. От мощных моторов спортивных мотоциклов и машин не спасают даже стеклопакеты.

С инициативой тестировать уровень шума мотоциклов и даже ввести предельно допустимую норму выступила и минская Госавтоинспекция. Есть надежда, что разработка новых требований не затянется на долгие годы, ведь за подобными примерами далеко ездить не нужно.

Например, в Германии уровень шума регулируют не только ПДД, но и всевозможные постановления Евросоюза и Бундеспарламента. Мотоциклы оставляют в оригинальном виде и глушители не переделывают. Заветные 80 децибел полиция контролирует строго и даже на гоночных трассах за 90 децибел байкера немедленно удалят с трассы, несмотря на очень недешёвые тарифы. Всё чаще появляются гибриды с электрическим приводом. И хотя не все немецкие байкеры поддерживают идею электромоторов, эта техника позволяет развивать любую скорость, буквально рвёт с места, но при этом обходится без вредных выбросов и почти бесшумна. В любом случае местное население не раздражают рычащие моторы, потому что байкеры в основном собираются за городскими пределами. С теми, кто решил «полихачить» в жилых районах, местные могут разобраться и без полиции.

Клаус Шлик, байкер: «Помню случаи, когда жители деревень вдоль трасс, особенно любимых нами из-за крутых поворотов, посыпали дороги песком или даже обливали маслом. Это смертельно опасно, но полиция немедленно устраняет такие угрозы».

Кстати, водительские права немецким байкерам обходятся на 40% дороже, экзаменационных вопросов у них больше и экзаменуют их строже, чем автомобилистов! Местное население негативный стереотип, что байкер – это хулиган и сорвиголова, не поддерживает, ведь байкерская мудрость «Гонишь – гони, но смотри, чтобы твой ангел-хранитель от тебя не отстал» известна в Германии всем. Андрей Васильев живёт в Берлине уже 15 лет, а за рулём мотоцикла 24 года. Байкер со стажем, объехал всю Европу. И законы при этом соблюдает. Без прав, без регистрации, без соответствующей защитной амуниции полиция не даст долго поездить.

Андрей Васильев, байкер (Берлин): «Меня останавливает полиция, только когда я езжу по велосипедным дорожкам! Просят только, чтобы не ездил 300 километров в час. Но не штрафуют. Потому что каждый второй полицейский – тоже байкер».

Для любителей экстремального вождения в Германии оборудованы специальные треки, поэтому адреналин ловят под присмотром и без угрозы для остальных участников движения.

Законно «полихачить» в Беларуси сегодня сложно. Например, столичные байкеры в предыдущие годы арендовали полигон «Липки». Билеты они не продавали, зрителей на трибуны пропускали бесплатно, а после шоу крутые парни в косухах добросовестно убирали мусор. Но в этом году за аренду заломили такую цену, что байкеры от идеи законно погонять сразу отказались.

Специальных спортивных треков для мотогонок в стране также фактически нет. А если спустить пар законно не получается, то всегда найдутся те, кто проверит максимальную мощность своей техники на оживлённой дороге. Последствия таких испытаний обходятся государству дороже любой аренды – даже человеческие жизни имеют конкретную цену.

Пока власть имущие ищут пути для решения мотовопроса, семья Вячеслава Шавеля готовится к панихиде. 24 июня по Славе – 9 дней. Мстить родные никому не собираются.

Алла Хиревич, сестра Вячеслава Шавеля: «Славу этим не вернёшь, но, конечно, хотим, чтобы наказание было по всей строгости закона. Хотя он сам себя уже наказал. Бог осудит».


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram