«Что у Вас за проезд?», или Один день с кондуктором (ЭКСКЛЮЗИВ ONT.BY)

Есть такая профессия – Родину обилечивать. И в качестве «бонуса» принимать все удары, будь то плохое настроение, похмелье пассажиров или «три весёлые буквы» на себя.
«Что у Вас за проезд?», или Один день с кондуктором (ЭКСКЛЮЗИВ ONT.BY)
Есть такая профессия – Родину обилечивать. И в качестве «бонуса» принимать все удары, будь то плохое настроение, похмелье пассажиров или «три весёлые буквы» на себя.

С этой хрупкой женщиной спорят, её частенько обманывают, а она улыбается в ответ и не перестаёт любить жизнь и свою профессию. Говорит, за семь лет работы «хозяйкой» трамвая научилась видеть людей не хуже психолога. Кондуктор Таисия Владимировна Босая в интервью
ONT.BY рассказала о своём рабочем дне, «зайцах», забытых вещах, благодарных пассажирах и о волшебном слове «спасибо».

Таисия Владимировна работает кондуктором трамвая уже семь лет. Признаётся, что в профессию попала по семейным обстоятельствам.

– У меня младшая дочь болела, и мне просто график подошёл. Пять дней работаю в первую смену (с 6:01 до 13:49), а все праздничные и выходные дни я свободна.

До декретного работала медсестрой в областном роддоме. Работать нравилось и там, и там. Я люблю людей. Но в роддоме, конечно, сложнее. Тут ты пришёл, отработал и ушёл. А там ты уходишь с работы и всё равно думаешь, как твои пациенты без тебя, малыши. Я не могла перенести, когда умирали маленькие дети. Работала на втором этапе выхаживания новорождённых. У нас там были недоношенные детки, с родовыми травмами, с пороками. Приходишь ночью подкармливать ребёночка с бутылочки, а он мёртвый. И попробуй маме объясни. Трудно было такое переживать.

«Рабочий день кондуктора начинается с “допинг-контроля”»

– Рабочий день кондуктора начинается с посещения нарколога. Мы называем его «допинг-контролем» (Смеётся). Дышишь в трубочку. Если прошла «допинг-контроль», идёшь к диспетчеру с билетно-учётным листом, называешь номер маршрута и номер карточки. Например, у меня третий маршрут и 27 карточка. Номера карточек меняются постоянно. Диспетчер говорит тебе номер вагона. Дальше идёшь на проходную, «ловишь» свой вагон, записываешь фамилию водителя, его табельный и вперёд! Ах, да, и не забываешь на конечных записывать последний номер проданного в рулоне талона.
 
В конце рабочего дня снова возвращаешься на Ботаническую, подробно расписываешь, сколько талончиков продано. Общую сумму считаешь отдельно по проездным и по талончикам. Сдаёшь выручку, дополучаешь проездные билеты на завтра.
 
«У меня уже своя клиентура. Кондукторы, бывают, злятся, когда люди говорят: “Мы купим проездной у своего кондуктора!”»

– В пятницу и в понедельник людей меньше всего. Рынки не работают – пенсионеры не едут. В будние дни план (Br850 тысяч) можно выполнить за несколько часов. Самые прибыльные трамвайные маршруты – 1 и 6. Ведь в «Зелёном Луге» транспорта другого практически нет. Но я работаю семь лет на тройке. И не жалуюсь. Другие не хотят, а я работаю. У меня уже своя клиентура. Когда у нас план был Br15 млн в месяц, я могла только на проездных билетах Br10 млн делать. Они меня специально ждут, знают время, когда я еду. Кондукторы, бывают, злятся, потому что люди говорят: «Мы купим проездной у своего кондуктора!» Проработайте вы с моё, может, и у вас будет своя клиентура.
 
«Мужчины любят спрашивать, сколько получаем. “Замуж возьмёшь – скажу!”»
 
– Работа весёлая. Много курьёзных случаев случается. Как-то забегает на проспекте мужчина и спрашивает: «Я до кладбищ доеду?» Я сразу поняла, что он про кладбище на Змитрока Бядули. Говорю: «Доедете!» Подъезжаем к его остановке. И тут студенты, сидящие рядом: «Мужчина, Ваша остановка!» А он им: «Да нет, спасибо, я передумал, мне ещё рановато. Я дальше поеду». (Смеётся).
 
Или как-то забегает ещё один мужчина и спрашивает: «Я до "Беларуси" доеду?» А женщина ему: «Мужчина, Вы и так в Беларуси находитесь!»
 
Часто мужчины спрашивают, сколько мы получаем. У нас одна кондуктор на этот вопрос всегда отвечает: «Замуж возьмёшь – скажу». Самый правильный ответ!
 
«Иногда даже жизни спасаем»

– Иногда конфликты с пассажирами, конечно, случаются, даже если ты всеми силами пытаешься от них уйти. Но я уже таких за 7 лет вижу насквозь и стараюсь к ним не подходить. Смотрю на остановку и вижу: ага – этот такой, этот такой. За это время хочешь-не хочешь, а станешь психологом.

Люди есть разные. Особенно мужики подвыпившие. Любят рассказывать про свою жизнь. Сидишь, выслушиваешь… Как-то зашёл парень молодой, весь такой возбуждённый, поддатый. Я подхожу к нему, а он: «Вы все бабы стервы..!» Я ему говорю, зачем Вы так, Вас ведь тоже женщина родила. Стала с ним разговаривать. Рассказал, что его жена уехала две недели назад к маме постираться и до сих пор не приехала. Он увидел, как она с подружками гуляет, и психанул. Говорит, мол, сейчас приеду домой, заведу свою «Бээмвуху», выжму до 200 километров и в столб. Я его попросила подумать о своей маме, о дочери, о которой он так тепло говорил. Разговаривала с ним, наверное, остановок 5-6, и он успокоился, вышел. Потом приходит как-то ко мне уже трезвый, радостный. Спрашиваю у него, как дела. А он мне: «Спасибо вам большое, если бы не ваши добрые слова, наверное, меня бы уже и не было!» Так что иногда и жизни спасаем.
 
«Бывает, и дерутся, и за руки хватают… Милиция с нами не ходит, поэтому надеемся только на сознательность наших пассажиров»
 
– Как-то у меня в салоне драка была, мужики дрались. Это было, конечно, страшно. Зашёл пьяный, вёл себя вызывающе. Я попросила его проезд оплатить, а он мне: «Слышишь, ты, шла бы ты отсюда... Тебе что, делать нечего?» Я ему: «Молодой человек, ведите себя пристойно, всё-таки в транспорте находитесь!» Я работаю дальше. А он меня за руки хватает. На Куйбышева зашли мужчины, стали его выводить. Он бутылкой размахивается, а людей много. Боялась, чтоб кого не покалечил. Они его вынесли, вытолкали…

По закону на таких товарищей и протокол составить можно, но пока дождёшься милиции… Раньше милиция даже с ревизорами ездила, а теперь ревизоры ходят одни. Надеемся только на сознательность наших пассажиров. Нету у нас такого закона, чтоб милиционер кондуктора сопровождал хотя бы изредка.

Фальшивые деньги, недействительные талончики, крупные купюры и другие уловки «зайцев»

– Раньше и сумки у кондукторов вытягивали. Со мной такого не случалось, но о двух таких случаях знаю. Потом инструктажи с нами Анатольевна проводила (Людмила Анатольевна Ковалёва, начальник отдела сбыта и выручки билетной продукции трамвайного парка. – Прим. ред.), стали более бдительными. Фальшивые купюры подсовывают: и Br100 тысяч, и Br50 тысяч, и Br20 тысяч.
 
Подсовывают старые талончики, ссорятся. Некоторые с пеной у рта доказывают, что вчера купили их в киоске. Мне и сегодня предъявляли старые талончики. Что я могу сделать? Предупредить, что такой талончик уже недействителен и попросить оплатить проезд. А зайдёт ревизор – и штраф без разговоров. Иногда на такую наглость специально вызываю ревизоров.
 
Есть нюансы и со школьниками. 11-классники предъявляют справки даже после получения аттестата и очень удивляются, когда их просишь оплатить проезд. Многие себя нагло ведут, когда просишь уступить место беременным, пенсионерам. Наушники наденут, отвернутся или притворятся спящими.
 
Студенты тоже частенько любят затесаться подальше. Прошу предъявить оплату за проезд, начинают: «Я вам уже оплачивал». Прошу предъявить. Оплаты нет. Думали пролететь.
 
«Утром ездят с крупняком, и очень удивляются, когда даю сдачу с Br200-ки мелочью. Говорят, не имею права»
 
– Есть такой контингент людей, которые утром стараются проехать на халяву с Br200-тысячной купюрой. Едут с умным лицом и просят один талончик. Естественно, утром, особенно когда в продаже нет проездных, не берёшь с собой такую большую сдачу на разменную монету. Поэтому, бывает, бесплатно проезжают. А вот когда проездные и деньги есть, люди удивляются сдаче с двухсотки. Была у меня девушка одна, которая несколько дней подряд ездила с такой купюрой. Думаю, ну ничего, я тебе разменяю! Разменяла, набрала мелочи. Смотрю, стоит на остановке вся такая сияющая. Заходит, достаёт эти Br200 тысяч, а я ей из кармана готовую пачку сдачи. И она мне: «У меня есть без сдачи!» Нет, думаю, вот теперь считай сдачу. И она с такими психами, криками: «Вы не имеете права давать мне такую мелочь». А я ей говорю: «Девушка, я вам дала наши белорусские деньги, а не мусор какой-то». После этого всегда, когда ездит, даёт без сдачи.
 
Проездные пальцем закрывают. Думают, я не вижу. А я сразу вижу, что проездной не на трамвай, а на троллейбус. Люди странные, им кажется, что они самые хитрые. А словишь их – краснеют.
 
«Прикидываются немыми, глухими, на английском специально разговаривают»
 
– Китайцы всегда заходят группами, они же похожи все, вот и передают друг другу незаметно талончики. Я фишку просекла. Стою посредине. Говорю: «Так, а сейчас каждый показал мне оплату за проезд».

Обманывают только так! Передают талончики пробитые друг другу на выходе. И на английском разговаривают специально. Прикидываются и глухими, и немыми. Но ведь у немых и глухих взгляд не такой, как у остальных людей. Сразу видно, кто прикалывается, а кто нет.
 
«Старики меня "Спасибочкиной" называют. Наши люди не привыкли к вежливости, к хорошему отношению»

– Есть и благодарные пассажиры. Как-то женщина (работает врачом в военной поликлинике на Куйбышева) заходит в трамвай с огромным-огромным букетом цветов и говорит: «От постоянных Ваших пассажиров. Мы вас любим!» Старики на «Озере» меня «Спасибочкиной» называют. Наши люди не привыкли к вежливости, к хорошему отношению. Вот сидит человек, лицо такое грубое, суровое. Подходишь, говоришь ему: «Оплачиваем, пожалуйста, проезд». И люди меняются на глазах, становятся мягче. А когда говоришь «спасибо», удивляются даже.
 
«Я даже талон порвать не имею права, только проверить. Талон считается личной собственностью»

– В регионах кондукторам и ревизорам дают большую свободу. Там кондуктор имеет право тебя высадить, задержать автобус, пинка тебе дать. А у нас вежливость на первом плане. Попробуй только нагруби! Недавно пассажирка пожаловалась, что ей грубо ответили. Нормально ответила, обычно, и жалоба. Может, кондуктор заболел, может, голова болит, настроение плохое. Все мы люди.
 
С жалобами у нас разбираются серьёзно. Если она не обоснована, есть свидетели, тебя не накажут. Часто пассажиры сами записываются в свидетели, помогают кондукторам. Анатольевна большую работу проводит. Она бывает часами с жалобщиками по телефону беседует, просит не писать жалобу. Случается, отговаривает. А так в зависимости от жалобы кондуктора лишают 15-50% от премии. Если план выполняешь, у нас Br2,5 млн премии, так что по карману бьёт серьёзно.
 
Я даже талон порвать не имею право, только проверить. Талон считается личной собственностью. Рвут их только ревизоры. Я рву? только если вижу, что он несколько раз пробит. Требую оплатить проезд. И скажут тебе иногда: «Да пошла ты!» И едет дальше, драться ты с ним не будешь. А задерживать трамвай я не имею права, за простой больше заплатишь.
 
«С забытыми вещами круг-два покатаемся, и отдаём на диспетчерскую»
 
– Вещей забывают очень много. Если круг-два не приходят, отдаём на диспетчерскую станцию «Озеро». Это наша основная станция. У меня было три случая с забытыми телефонами.
 
Кошельки теряли. Однажды даже за такую находку женщина принесла мне коробку конфет и шампанское. У неё в кошельке были все карточки, квитанции и пенсия. Раньше за это премировали, теперь нет. Некоторые благодарность, бывают, напишут. Но как жалобу написать, так наши люди знают куда идти, а на благодарность часто времени нет.
 
Подъезжаем к самой любимой станции всех кондукторов и водителей – конечной. Минута – и мы в диспетчерской. Два туалета, буфет, комната отдыха. Диспетчер делает уточнение: «Женский туалет – ближе к окошку». Комната разряжается смехом. На обед у кондуктора и водителя отводится 40-45 минут. За это время успеваем не только подкрепиться первым, вторым и третьим, но и вдоволь наговориться. И снова отправляемся на рейс! «Что у Вас за проезд?»

Подписывайтесь на нас в Telegram