«Взвейтесь кострами, синие ночи!» Несколько поколений белорусов при этих словах с ностальгическими нотками вспоминают своё пионерское детство, которое летом, хотя бы один месяц, проходило в настоящем пионерском лагере.
Дружно в ряд?..

«Взвейтесь кострами, синие ночи!» Несколько поколений белорусов при этих словах с ностальгическими нотками вспоминают своё пионерское детство, которое летом, хотя бы один месяц, проходило в настоящем пионерском лагере.

Со звуками горна по утрам, торжественными линейками, большими кострами и, конечно же, символами эпохи – статуями пионеров вдоль тенистых аллей.

Впрочем, несмотря на то, что эпоха ушла, статуи остались. Одна из столичных галерей недавно дала старт кампании «Пионерская выдержка». Спасти пионера в себе попытался и наш культурный обозреватель Александр Матяс.

Пусть бабочка вместо галстука, но неизменно: «Всегда готов»! Дмитрий был пионером, активистом. С 3 класса (тогда принимали в движение) отвечал в школе за стенгазеты. Сегодня успешный фотограф Вайновский объединяет своеобразных «скульптурных гаврошей» Беларуси, Украины, России. На «большой земле» их осталось совсем чуть-чуть.

Дмитрий Вайновский, куратор проекта «Пионерская выдержка»:
«Очень ментальный проект. Это наше отражение. Метафора этих пионеров –  она очень широкая. Мы приехали за ними, и они уже оба лежали. И это не время, это люди. Это очевидно было».

Откуда у композитора такая выправка? В августе Лученку 75 лет! «Не расстался не только с комсомолом», – говорит (с улыбкой) Игорь Михайлович. В детстве сын учительницы любил ходить строем. В пионерском лагере будущий народный артист СССР играл на аккордеоне.

Игорь Лученок, народный артист СССР: «"Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры – дети рабочих!" Физруком я даже был! Физруком… Зарядки делали там».

Равнялся Лученок, как и все поколения homo sovieticus, на так называемых народных пионеров. В массы их выпускали в 40-х, 50-х, 60-х. Объёмы производства – сотни тысяч. Не было такого места от колхозов Камчатки до дворов Бреста, где бы не стояли «юные ленинцы».

Режиссёр Буйницкий, космонавт Климук… Вокруг – первопроходцы. Кстати, так переводится с французского термин «пионер». Начинал Миско-скульптор отнюдь не с «благородной» бронзы. 65-й год, заказ малой Родины – деревни Чемеры под Слонимом.

Иван Миско, народный художник Беларуси: «М
не прислали письмо и попросили сделать памятник первым пионерам. И, конечно, я эту работу выполнил, установил: бетон, мраморная крошка, белая стела… Я стал пионером. Но спустя много, много лет».

Лишь в 33 года на Миско повязали красный галстук. Как так? В 41-м услышать желаемое «Будь готов!» помешала Великая Отечественная война. Ивану Якимовичу только-только исполнилось 9 – самый возраст вступать в пионеры.

Александр Шилов, народный художник СССР: «Если ему не стыдно за свою работу, если не стыдно – он должен свою подпись поставить. Это всегда было с древнейших времён. Под иконами только не ставили подписи».

Скорее всего, уверен великий «русский реалист», реальность такова: первая отливка авторизировалась. Далее – копии: хуже, хуже… И наконец, лучше всего скульптору оставлять инициалы было в бухгалтерии некогда минского комбината Союза художников БССР. За этой оградой утеряны сегодня даже формы «тиражных» пионерок.

Дмитрий Вайновский, куратор проекта «Пионерская выдержка»: «Говорят, что на этих памятниках выросли первые подпольные советские миллионеры... Возможно! Не знаю. Исследуем, этот момент очень интересный. Есть пионеры, которые потеряли какие-то конечности. Есть, которых перекрасили».

На улице Стахановской лет «…надцать» назад это была… девочка. От косичек с нарядными бантами сейчас остались лишь рожки. Да и таких «спешащих в светлое будущее» скульптур в столице больше нет, искали. Ближайшие пионер и пионерка ждут за МКАДом. В курортных Ждановичах им явно хорошо. Да и в большинстве райцентров Беларуси.

Это здание единственного в стране ТЮЗа. По сути, «театра для пионеров». Их скульптуры – мальчик и девочка – ещё на заре 90-х стояли у парадного подъезда. А затем вместе со страной Советов исчезли. Актёры вспоминают: видели бетонного «горниста» в соседнем дворе, когда-то.

После затянувшейся реконструкции фасад останется «свободным». А что же в Москве? Google нам ответил: «Здесь находился памятник пионерам» (съёмка из Космоса). Но всё-таки есть в «златоглавой» и земное притяжение.

Иван Миско, народный художник Беларуси: «Жалко, что так вот мы прощаемся. А это ведь история, история нашей пластики, история нашей культуры. Это не просто так: я хочу, я сделаю 5-10 экземпляров. Ничего подобного. Это надо было пройти комиссию. Это надо было удовлетворить».

Через годы, через расстоянья… 20 лет назад Гридюшко – председатель организации под именем Ленина, последний. Пионерский сквер у ныне гендиректора Большого театра Беларуси прямо по пути на работу. Правду говорят: Земля круглая.

Владимир Гридюшко, в 1988-1991 годы – председатель Центрального совета Белорусской пионерской организации им. В. И. Ленина: «Понятно, что пионеры воспитывались на каких-то образцах. На каких-то символах. Таковыми символами являлись и памятники, которые прославляли подвиг их сверстников в годы Великой Отечественной войны. И поэтому важно было то, что представляло собой ценность, сохранить».

Особенно в по-настоящему «лихих» не только для национальной культуры 90-х. Бывшие «братскими» 15 республик строили новый мир. Сбрасывая с постаментов и «железного Феликса», и бронзовых солдат, и пионеров-героев. Их, кстати, было лишь 6 на весь СССР.

Игорь Лученок, народный артист СССР: «Надо обязательно! Обязательно сохранять надо… Было время такое, когда говорили: Чайковский (композитор) устарел! Есенин устарел (поэт). Это неправда! Есенин – великий, Чайковский – гениальный. И это история. Иногда даже снится, что я в пионерском отряде, в лагере».

Анна Чистосердова, арт-директор галереи современного искусства: «Это предметы, которые размещались в публичных пространствах. Понятно, что для кого-то они несли идеологическую нагрузку. Лично для меня это, скорее, нагрузка определённой эстетики времени».

Этакая «субкультура» языком современности. «Бетонная Атлантида», которую ещё можно спасти. Два памятника по окончании выставки-диалога (формат интернационального проекта) останутся под небом столицы. Будем готовы!.. В Одессе недавно запустили «Писающего пионера» (фонтан). Не хуже и не лучше брюссельского. Просто роднее.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

 

Подписывайтесь на нас в Telegram