История с продолжением: кроме узбекского Термеза, белорусские дальнобойщики застряли и в афганском Хайратоне!

Неожиданное продолжение получила история белорусских водителей, которые уже несколько недель находятся на узбекско-афганской границе. Как только дело сдвинулось с мёртвой точки по одну сторону границы, оказалось, что наши соотечественники есть и по другую

Неожиданное продолжение получила история белорусских водителей, которые уже несколько недель находятся на узбекско-афганской границе. Как только дело сдвинулось с мёртвой точки по одну сторону границы, оказалось, что наши соотечественники есть и по другую.

Кроме узбекского Термеза, белорусы застряли и в афганском Хайратоне. Едва ли не в ловушке оказались латыши и украинцы. Причём последние приехали в Афганистан ещё в начале апреля.

«Это наш туалет...» Не сказать, что в чистом поле, скорее, где-то на задворках сухопутного порта Хайратон – приграничного города Афганистана, расположенного буквально в 40 километрах от узбекского Термеза, где мирное бедствие несколько недель терпят 44 белоруса.

В этот раз до пункта назначения так и не доехали порядка 600 фур белорусов, латышей и украинцев. Афганская таможня не пропускает их в Кабул. Дальнобойщики говорят: в сам город не выйти, гостиниц в таможенной зоне нет. Островок цивилизации – местное кафе. В нём, кроме тарелки плова, есть спасительный вентилятор. Подремать пару часов под ним позволяют лояльные афганцы.

Анатолий, водитель-международник: «С апреля стоим, тут глухо. Не знаю, что здесь творится. Очень накалённая обстановка, водители нервничают – страшное дело. Страшно жарко. Груза пропадает куча, фуры просто гниют, температуры высокие, моторы отказывают, глохнут машины, портится груз – вонь стоит смертельная. Это американский груз НАТО, но отвечает за этот груз со всеми растаможками группа компаний Supreme. Никаких представителей фирмы Supreme нигде найти не могут».

Все понимают: загвоздка явно финансовая. По слухам, заказчик грузов отказывается платить взлетевшие вверх таможенные пошлины. Если столько времени такое количество машин стоит на границе, сложно представить, каков нынешний провиант миссии НАТО в Афганистане. И подобная ситуация уже была. Год назад таможенными заложниками стали таджикские пилоты. Два вертолёта везли груз той же компании для тех же целей. Полгода они пробыли под арестом.

Говорят, белорусы стоят немногим меньше. И из 19 машин сейчас в Афганистане водители только пяти. Остальных самолётом отправили домой – закончились визы. Но пятеро смотрящих за грузовиками и их содержимым волнуются: как бы по истечении их виз 29 июня не пришлось ехать в соседний Узбекистан – визы продлять. Вряд ли перевозчик захочет бросать всё как есть более чем за 4 тысячи километров от дома. И тут же оговариваются: про латышей и украинцев, похоже, и вовсе забыли…

Логотип BY ведь не обман зрения. Хотя Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков утверждает: наших грузовых автомобилей на территории Афганистана быть никак не может. Такое же удивление и у МИДа. Обещали взяться за выяснение всех обстоятельств. Хотя никакого дипломатического либо консульского представительства в этой исламской стране у Беларуси нет.

Тем временем белорусов из узбекского Термеза уже ждут дома. «Наши новости» 10 июня рассказали о дальнобойщиках, ставших жертвами финансового конфликта всё в том же Афганистане. И вот 13 июня рано утром первая группа из десяти человек отправилась назад в Беларусь.

Дмитрий Ковалёв, водитель-международник: «Руководство позвонило, сказало, что на завтра ещё планируется партия машин к отправке. Дорога неблизкая. Дней 5-6, где-то так. Очень соскучились по родным, по жёнам, по близким. Скоро, я надеюсь, приедем. Так что ждите нас, очень рады, что всё это закончилось».

Дмитрий пока не знает, только догадывается, как сильно его ждут дома в Слониме. Без папы и мужа – всего месяц, для дальнобойщика вроде бы и не срок. Но за него они так переволновались, что слова подбирают с трудом.

Но пока в узбекском Термезе остаются ещё 34 белоруса. В афганском Хайратоне – пятеро наших. Верят: про них не забудут. Расплачиваться за просчёты в чужих финансовых схемах им уже надоело.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram